Инструменты пользователя

Инструменты сайта


похороны

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
похороны [2016/07/18 12:11]
vlasova
похороны [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Похороны===== ===== Похороны=====
-===Кладбище===+====Кладбище====
  
 Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села. Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села.
 {{ :​p1660423.jpg?​300|}} {{ :​p1660423.jpg?​300|}}
  
-По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  +По воспоминаниям жителейсамое древнее кладбище когда-то находилось недалеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  
-Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:​ +Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно ​[[река_чаваньга|реке Чаваньга]]. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:​ 
-<quote Кожин Василий Иванович>​Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.+<quote Кожин Василий Иванович>​-- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.
 </​quote>​ </​quote>​
  
-===Похоронный обряд===+====Похоронный обряд====
  
 После смерти,​ тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду,​ которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее. ​ После смерти,​ тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду,​ которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее. ​
Строка 20: Строка 20:
  
  
-После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой гроб с подушечкой,​ набитой соломой или стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. ​Раньше вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. ​+После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой,​ набитой соломой или ​древесной ​стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. ​Многие рожденные до революции жители села ​вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы,​ кроме нательного креста и налобной повязки.
  
- Усопший лежит в доме ​в гробу ​ногами к выходу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников ​сидит с покойным все это время. (Вставить цитату)  ​Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви,​ а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. ​+ До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно ​сидит рядом. ​Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви,​ а когда церковь разрушилиэту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. ​  ​
  
-<quote Клещёва Евгения Григорьевна>​Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,​похоронят и все.</​quote>​+<quote Клещёва Евгения Григорьевна>​-- Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,​ похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:​38-24:​02))</​quote>​
  
-На третий день после выноса покойного на кладбище,​ во всем доме моют полы и занавешивают окна. На похороны и помин в день похорон принято приходить всей деревней.+На третий день после выноса покойного на кладбище, ​по традиции ​во всем доме моют полы и занавешивают окна.
  
-===Поминальный обряд=== 
  
-Поминают в Чаваньге на 9-й и 40-й день, на 1-й день пекут блины. Могилу посыпают ​пшеном,​ приносят конфеты. ([[люди:​отец_василий_вольский|батюшка]] не одобряет этот обычай). Едят на поминках ложками. Самым близким дают чтоо на память (блюдца и т.д.)+Похоронить своих родственников жители стараются на сельском кладбищедаже если умерли они за сотни ​километров отсюда.
  
 +**//​Вынесенные морем покойники//​**
  
-23.38  Ч001 Там если, ​раньше ​старушки былиСтарушки молитву прочитают, ​покадят или что-то такое. +Не всегда море приносит на берег, тех ​кого забралоКогда же все ​таки ​на берег выносит тела, чаваньжане стараются ​похоронить и поминать их со всеми почестями.
  
-03.20 Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне ​кладбища. ​Теперь ​за этой могилой ​специально ​ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть ​утопленники не найденные.  +Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. ​Сейчас ​за этой могилой ухаживают ​всей деревней. Могилу почитают ​как символ всехкого ​море так и не вернуло.
-ч011 Мы ходим возмущаемячто его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул+
  
-  +<quote Баранник Анна Яковлевна>​-- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один ​раз ​похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ​ухаживают,​ как за неизвестной. Как ​бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемся,​ что его не похоронили ​на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени ВИ. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:​20-04:​00))</​quote>​
-оре раздевает на глухо...01.17 Ч022 Копшаки объедают до тела или до костей.+
  
-На Троицу  В [[чаваньга|селе Чаваньга]] принято поминать умерших родственников,​ приходить к ним на кладбище. На могилы сыпать пшено, приносить конфеты,​ печенье,​ кулебяки.+====Поминальный обряд====
  
 +На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом,​ -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон также поминают на  9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.).
 +В течении года чаваньжане приходят на могилы на [[пасха|Пасхальной неделе]],​ на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном,​ приносить конфеты,​ печенья,​ кулебяки. ([[люди:​отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). ​
  
похороны.1468833105.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)