Сегодня в селе Чаваньга усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть «новым». Это уже третье место захоронения в истории села.
По воспоминаниям жителей, самое древнее кладбище когда-то находилось недалеко от того места, где сейчас стоит фактория. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. Второе по времени создания, так называемое «Старое» сельское кладбище располагалось возле зимней крещенской церкви параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:
– Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.
После смерти, тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное: специальную чистую одежду, которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее.
– А что за смертные узелки?
– Ну там, бельишко, одежду какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.1)
После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой, набитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы, кроме нательного креста и налобной повязки.
До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили, эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села.
– Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.2)
На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна.
Похоронить своих родственников жители стараются на сельском кладбище, даже если умерли они за сотни километров отсюда.
Вынесенные морем покойники
Не всегда море приносит на берег, тех кого забрало. Когда же все таки на берег выносит тела, чаваньжане стараются похоронить и поминать их со всеми почестями.
Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех, кого море так и не вернуло.
– Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемся, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. 3)
На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом, – рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон также поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.). В течении года чаваньжане приходят на могилы на Пасхальной неделе, на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. (о. Василий не одобряет этот обычай).