Инструменты пользователя

Инструменты сайта


похороны

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
похороны [2016/07/18 10:50]
vlasova
похороны [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Похороны===== ===== Похороны=====
-===Кладбище===+====Кладбище====
  
 Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села. Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села.
 {{ :​p1660423.jpg?​300|}} {{ :​p1660423.jpg?​300|}}
  
-По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  +По воспоминаниям жителейсамое древнее кладбище когда-то находилось недалеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  
-Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:​ +Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно ​[[река_чаваньга|реке Чаваньга]]. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:​ 
-<quote Кожин Василий Иванович>​Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.+<quote Кожин Василий Иванович>​-- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.
 </​quote>​ </​quote>​
  
-===Похоронный обряд===+====Похоронный обряд====
  
-Поморский похоронный обряд традиционно сопровождается комплексом запретов и предписаний, направленных ​на правильное успокоение покойного.+После смерти, тело человека ​на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду, ​которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее.  
 +  
 +<quote Кожина Вера Егоровна> 
 +-- А что за смертные узелки?
  
-После смертитело ​человека ​на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное: специальную чистую одежду,​ которую ​пожилые люди начинали готовить с определенного ​возраста. (Вставить ​расшифровку). --- //​[[1553@1553.ru|Лиза Власова]] 2016/07/18 03:03/+-- Ну тамбельишкоодежду ​какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч033, 44:01-44:​43))<​/quote>
  
-После обмывания по традиции усопший лежит в гробу ногами к выходу,​ головой к иконам в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников сидит с покойным. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно менять лед. ​ 
  
-После того, как выносят покойникамоют полы и занавешивают окна, выносят покойника вперед ногами.+После ​обмывания ​тело кладут ​в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкойнабитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают ​лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы, кроме нательного креста и налобной повязки.
  
-===Поминальный обряд===+ До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу,​ головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви,​ а когда церковь разрушили,​ эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. ​  
  
-Поминают ​в Чаваньге на 9-й и 40-й день, на 1-й день пекут блиныМогилу посыпают пшеном, приносят конфеты. ([[люди:отец_василий_вольский|батюшка]] не одобряет этот обычай)Едят ​на поминках ложкамиСамым близким дают что-то на память (блюдца и т.д.)+<quote Клещёва Евгения Григорьевна>-- Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени ВИ. Вернадского» «Русский Север 2016», ​запись Ч001, 23:38-24:02))</​quote>​
  
-Раньше с определённого возраста люди возили с собой «смертные узелки» (бельё, одежда). Хоронили на 3-й день. Эти дни ​с покойником кто-нибудь сидел. Но лицо ​покойника не открывали -  «не оставляют покойника ​в доме». Раньше церкви не было, ​отпевали знающие старушки:+На третий ​день ​после выноса покойного на кладбищепо традиции во всем ​доме ​моют полы и занавешивают окна.
  
-<quote Клещёва Евгения Григорьевна>​Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,​похоронят и все.</​quote>​ 
  
-На похороны приходит вся деревня. На поминках варят кутью (рис с изюмом).+Похоронить своих родственников жители стараются на сельском кладбище,​ даже если ​умерли они за сотни километров отсюда.
  
- Раньше гроб ставили в красный угол.+**//Вынесенные морем покойники//​**
  
-23.38  Ч001 Там если, ​раньше ​старушки былиСтарушки молитву прочитают, ​покадят или что-то такое. +Не всегда море приносит на берег, тех ​кого забралоКогда же все ​таки ​на берег выносит тела, чаваньжане стараются ​похоронить и поминать их со всеми почестями.
  
-03.20 Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне ​кладбища. ​Теперь ​за этой могилой ​специально ​ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть ​утопленники не найденные.  +Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. ​Сейчас ​за этой могилой ухаживают ​всей деревней. Могилу почитают ​как символ всехкого ​море так и не вернуло.
-ч011 Мы ходим возмущаемячто его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул+
  
-Завешивают окна+<quote Баранник Анна Яковлевна>-- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один ​раз ​похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ​ухаживают,​ как за неизвестной. Как ​бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемся,​ что его не похоронили ​на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени ВИ. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:​20-04:​00))</​quote>​
-  +
-оре раздевает на глухо...01.17 Ч022 Копшаки объедают до тела или до костей.+
  
-На Троицу  В [[чаваньга|селе Чаваньга]] принято поминать умерших родственников,​ приходить к ним на кладбище. На могилы сыпать пшено, приносить конфеты,​ печенье,​ кулебяки.+====Поминальный обряд====
  
 +На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом,​ -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон также поминают на  9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.).
 +В течении года чаваньжане приходят на могилы на [[пасха|Пасхальной неделе]],​ на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном,​ приносить конфеты,​ печенья,​ кулебяки. ([[люди:​отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). ​
  
похороны.1468828247.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)