Инструменты пользователя

Инструменты сайта


похороны

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
похороны [2016/07/18 10:22]
vlasova
похороны [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Похороны===== ===== Похороны=====
-===Кладбище===+====Кладбище====
  
 Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села. Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села.
 {{ :​p1660423.jpg?​300|}} {{ :​p1660423.jpg?​300|}}
  
-По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  +По воспоминаниям жителейсамое древнее кладбище когда-то находилось недалеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение.  
-Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле зимней крещенской церкви параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви, перестали ​хоронит ​и там: +Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ ​[[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно ​[[река_чаваньга|реке Чаваньга]]. После разорения церкви ​в 1937 году ​хоронить там ​перестали
-<quote Кожин Василий Иванович>​Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.+<quote Кожин Василий Иванович>​-- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова.
 </​quote>​ </​quote>​
-===Похоронный обряд=== 
  
-Поморский похоронный обряд ​традиционно сопровождается комплексом запретов и предписаний,​ направленных на правильное успокоение покойного.+====Похоронный обряд====
  
-После смерти,​ тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду,​ которую пожилые люди начинали готовить ​с определенного возраста. (Вставить ​расшифровку). ​--- //​[[1553@1553.ru|Лиза Власова]] 2016/07/18 03:​03// ​+После смерти,​ тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду,​ которую ​некоторые ​пожилые люди начинают готовить ​заранее.  
 +  
 +<quote Кожина Вера Егоровна> 
 +-- А что ​за смертные узелки?
  
 +-- Ну там, бельишко,​ одежду какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч033, 44:​01-44:​43))</​quote>​
  
- ​Обмывают ​ 
  
-После того, как выносят покойникамоют полы и занавешивают окна, выносят покойника вперед ногами.+После ​обмывания ​тело кладут ​в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкойнабитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают ​лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы, кроме нательного креста и налобной повязки.
  
-Поминают в Чаваньге на 9-й и 40-й день, на 1-й день пекут блины. Могилу посыпают ​пшеном, приносят ​конфеты([[люди:отец_василий_вольский|батюшка]] ​не одобряет этот обычай). Едят ​на поминках ложкамиСамым близким дают что-то на память (блюдца и т.д.). + До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одногоКто-то ​из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго ​это ​правило соблюдается летомкогда под покойным постоянно требуется менять ледЗа это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили,​ эту функцию ​на себя взяла группа старших жительниц села  ​
  
-Раньше с определённого возраста люди возили с собой «смертные ​узелки» (бельё, одежда). Хоронили на 3-й деньЭти дни с покойником кто-нибудь сидел. Но лицо покойника не открывали -  «не оставляют покойника в доме»Раньше церкви не былоотпевали ​знающие старушки:+<quote Клещёва Евгения Григорьевна>​-- ​Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 ​имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:38-24:02))</​quote>​
  
-<quote Клещёва Евгения Григорьевна>Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,​похоронят и все.</​quote>​+На третий день после выноса покойного ​на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна.
  
-На похороны приходит вся деревня. На поминках варят кутью (рис с изюмом). 
  
- Раньше гроб ставили ​в красный угол.+Похоронить своих ​родственников жители стараются на сельском кладбище,​ даже если ​умерли ​они за сотни километров отсюда.
  
-23.38  Ч001 Там ​если, раньше старушки были. Старушки ​молитву прочитают, ​покадят ​или что-то такое. ​+**//Вынесенные морем покойники//**
  
-03.20 Утопленников ​всегда ​хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные.  +Не всегда ​море ​приносит на берег, ​тех ​кого забрало. Когда же все таки на берег выносит тела, чаваньжане ​стараются похоронить и поминать их со всеми почестями.
-ч011 Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаемпо какой причине он утонул+
  
-Завешивают окна+Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко ​за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех, кого море так и не вернуло. 
-  + 
-оре ​раздевает ​на глухо...01.17 Ч022 Копшаки объедают до тела или до костей.+<quote Баранник Анна Яковлевна>​-- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемся, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:​20-04:​00))</​quote>​
  
-На Троицу  В [[чаваньга|селе Чаваньга]] принято поминать умерших родственников,​ приходить к ним на кладбище. На могилы сыпать пшено, приносить конфеты,​ печенье,​ кулебяки.+====Поминальный обряд====
  
 +На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом,​ -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон также поминают на  9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.).
 +В течении года чаваньжане приходят на могилы на [[пасха|Пасхальной неделе]],​ на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном,​ приносить конфеты,​ печенья,​ кулебяки. ([[люди:​отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). ​
  
похороны.1468826552.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)