Инструменты пользователя

Инструменты сайта


церкви_в_селе_чаваньга

Церкви в селе Чаваньга

С. Максимов в книге «Год на севере», описывающей его путешествие по Терскому берегу, пишет, что в 1856 г. в селе Чаваньга есть одна часовня и 13 дворов 1). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь.

Церковь Михаила Архангела

Здание Михайловской церкви в 50–е годы

В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу 2). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья – на колокольне, примыкающей к зданию храма. (Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах).

Иконостас – трехъярусный, с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса, имели серебряный оклад.3)

В церкви было два престольных праздника: 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила).

Церковь была освящена в честь Михаила Архангела, так как к первому Михайлову дню рыбаки возвращались с Мурманского берега для ловли сёмги.

Икона Трёх Святителей

В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX – начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.4)

В 1937 году Михайловскую церковголосовали закрыли, с церкви сняли крест, а здание было передано «под культурные нужды». (На церковном сходе 120 человек проголосовало за то, чтобы отдать здание под церковные нужды и только 15 человек проголосовали против). В одной половине был клуб, в другой – библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода.

В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты, дети читали стихи.

В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.5)

После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры.

Здание позже разобрали, ссылаясь на то, что оно обветшало. Но подгнили только венцы. А брёвна, когда постройку разбирали, на срезах «были желтые как репа».

Современное здание церкви

Новая Михайловская церковь, 2016 г.

Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села («рыбаками» - по свидетельству Н.А. Клещёва 6)) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти Феодора (Абросимова) Печенгского 7)

Крещенская (Богоявленская) церковь

Бывшое здание Крещенской церкви в 2016 г.

В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Староста Фёдор Андреевич Стрелков и священник Назарий Алексеевич Синцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада, в которую входили и кузоменские плотники, приглашённые жителями для постройки – Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола.

Есть такое предание, что после того, как он срубил эту церковь, он бросил топор в реку и тогда они ушли из деревни.

8)

По воспоминаниям жителей, в 1937 году иконостас, иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В этом же году церковь переоборудовали в клуб.

Во время войны в церкви жили рабочие, строящие запасной аэродром в верховьях Чаваньги.

В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт, здание не эксплуатируется.

Священство и церковный приход села

В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), с просьбой организовать отдельный приход, так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания церкви национализировали. Петр Андреевич Стрелков прадед Отца Василия, староста, в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему, не должно быть никакой религиозной агитации, не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п..

Псаломщик, Никита Иванович Тараборин, и священник не получали никакого жалования, довольствовались от населения мукой , рыбой, изредка молоком. На таких же условиях работал священник Николай Шмаков в Тетрино. Раньше священники получали жалованье от государства, а при советской власти жалованья больше не было, а с населения брать нечего: люди получали копейки, священники содержались в основном за счет взносов купцов.9)

1) Терский берег Беломорья., Умба, 2010, с. 120.
2) Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010, с. 120.
3) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 35:55-41:16
4) Т. В. Пивоварова., История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/«Мученики XX века»., Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции., Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина)., Мурманск-Санкт-Петербург, 2014, с. 253.
5) Терский берег-поморская сказка., Умба, 2005, с 24.
6) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22
7) Игумен Митрофан (Баданин)., Жития новомучеников Кольского севера., СПб – Мурманск, 2011, с. 43.
8) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 37:48
9) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 41:16-45:46
церкви_в_селе_чаваньга.txt · Последние изменения: 2019/08/10 18:47 (внешнее изменение)