Инструменты пользователя

Инструменты сайта


люди:крюкова_аграфена_матвеевна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/16 20:18]
nikanorov
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2022/10/30 01:29] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Крюкова Аграфена Матвеевна ===== ===== Крюкова Аграфена Матвеевна =====
 +[{{:​крюкова_а._м..jpg?​300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена Матвеевна** -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[:​чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным,​ в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[этнография_и_фольклор:​свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста['​]рины,​ из которых 53 она выучила еще на Терском берегу,​ в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:
  
-[{{:​крюкова_а._м..jpg?​300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена Матвеевна** -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным,​ в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста['​]рины,​ из которых 53 она выучила еще на Терском берегу,​ в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так: +Аграфена Матвеевна Крюкова,​ замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу,​ когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным,​ он учил читать и писать своих детей -– двух сыновей и трех дочерей;​ грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой,​ один из ее двоюродных братьев так любил читать,​ что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте,​ потому что ей, как старшей из дочерей,​ пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу,​ куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена;​ здесь же еще в детстве она выучила бо['​]льшую часть своих старин,​ главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину,​ -– и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины,​ которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью,​ потому что ей негде было научиться читать и писать:​ мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо,​ а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом:​ когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян,​ выехавших на [[:торосовый_промысел|весенний промысел за  морскими зверями]] (в феврале и марте);​ там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну,​ которая в то время, как говорят,​ была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону,​ со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно,​ так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена,​ «что он -- мужик хороший,​ что он -- мужик проворный,​ а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича,​ который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой;​ особенно много она терпела от двух своих золовок,​ старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась,​ что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине,​ а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители,​ любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин,​ перенявши много старин у своего свекра,​ теперь уже покойного,​ а также несколько -– у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась,​ между прочим,​ в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах,​ пропетых днем раньше:​ она помнила,​ как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное,​ например,​ эпитет:​ кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович,​ -- она обыкновенно упоминала,​ в каких старинах встречаются эти особенности. ​
- +
-<​quote>​Аграфена Матвеевна Крюкова,​ замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу,​ когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным,​ он учил читать и писать своих детей -– двух сыновей и трех дочерей;​ грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой,​ один из ее двоюродных братьев так любил читать,​ что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте,​ потому что ей, как старшей из дочерей,​ пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу,​ куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена;​ здесь же еще в детстве она выучила бо['​]льшую часть своих старин,​ главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину,​ -– и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины,​ которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью,​ потому что ей негде было научиться читать и писать:​ мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо,​ а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом:​ когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян,​ выехавших на [[торосовый_промысел|весенний промысел за  морскими зверями]] (в феврале и марте);​ там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну,​ которая в то время, как говорят,​ была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону,​ со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно,​ так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена,​ «что он -- мужик хороший,​ что он -- мужик проворный,​ а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича,​ который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой;​ особенно много она терпела от двух своих золовок,​ старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась,​ что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине,​ а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители,​ любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин,​ перенявши много старин у своего свекра,​ теперь уже покойного,​ а также несколько -– у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась,​ между прочим,​ в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах,​ пропетых днем раньше:​ она помнила,​ как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное,​ например,​ эпитет:​ кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович,​ -- она обыкновенно упоминала,​ в каких старинах встречаются эти особенности. ​+
  
 К содержанию старин она относится с больши['​]м доверием,​ и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»;​ вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину,​ она заранее ее обдумывает,​ боясь, как бы не соврать,​ потомучто,​ по ее словам,​ «убавишь или прибавишь (в содержании,​ а не в складе старин), ​ -- таковые прокляты;​ а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек;​ но четверо умерло,​ и теперь осталось две девушки,​ девочка 9-ти лет и 2 мальчика;​ обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :​аграфена_матвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы;​ в селе многие удивлялись,​ когда узнали,​ что она пропела мне 60 старин:​ благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою». К содержанию старин она относится с больши['​]м доверием,​ и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»;​ вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину,​ она заранее ее обдумывает,​ боясь, как бы не соврать,​ потомучто,​ по ее словам,​ «убавишь или прибавишь (в содержании,​ а не в складе старин), ​ -- таковые прокляты;​ а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек;​ но четверо умерло,​ и теперь осталось две девушки,​ девочка 9-ти лет и 2 мальчика;​ обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :​аграфена_матвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы;​ в селе многие удивлялись,​ когда узнали,​ что она пропела мне 60 старин:​ благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою».
Строка 10: Строка 9:
  
 Хотя она уже 27 лет живет в Золотице,​ но в говоре ее заметно довольно много особенностей. Хотя она уже 27 лет живет в Золотице,​ но в говоре ее заметно довольно много особенностей.
-</​quote>​ 
  
-Аграфена Матвеевна -- родственница некоторых других чаваньгских сказителей. Таких, как [[:​кожина_иринья_андреевна| Кожина Иринья Андреевна]] и ее сын Кожин Михаил Михайлович. ​Её дочь Марфа подвизалась на этом поприще ​как ​творец "​советского героического эпоса"​ ((Кольский Север. Энциклопедические очерки. ​Мурманск, ПЦ "​Доброхот",​ 2012; стр. 472)).+**Аграфена Матвеевна -- родственница некоторых других чаваньгских сказителей. Таких, как [[люди:​кожина_иринья_андреевна|Кожина Иринья Андреевна и ее сын Кожин Михаил Михайлович]]Также ​известна как сказительница дочь Аграфены Матвеевны ​Марфа** 
  
 ---- ----
 === Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой === === Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой ===
-[{{:​сканирование0009.jpg?​900 | Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой (Кожиной) ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]+[{{:​сканирование0009.jpg?​900 | Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой (Кожиной) ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-74с.) ))}}]
люди/крюкова_аграфена_матвеевна.1468689500.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:47 (внешнее изменение)