Инструменты пользователя

Инструменты сайта


люди:крюкова_аграфена_матвеевна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/16 19:09]
fedorova
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2022/10/30 01:29] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Крюкова Аграфена Матвеевна ===== ===== Крюкова Аграфена Матвеевна =====
 +[{{:​крюкова_а._м..jpg?​300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена Матвеевна** -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[:​чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным,​ в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[этнография_и_фольклор:​свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста['​]рины,​ из которых 53 она выучила еще на Терском берегу,​ в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:
  
-[{{:​крюкова_а._м..jpg?​300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена Матвеевна известнейшая русская сказительница. Она родилась в Чаваньге в 1854 (по некоторым данным в 1855) году. И в 1872 году была против воли выдана замуж на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста['​]рины,​ из которых 53 она выучила еще на Терском берегу,​ в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:** +Аграфена Матвеевна Крюкова,​ замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу,​ когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным,​ он учил читать и писать своих детей ​-– двух сыновей и трех дочерей;​ грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой,​ один из ее двоюродных братьев так любил читать,​ что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте,​ потому что ей, как старшей из дочерей,​ пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу,​ куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена;​ здесь же еще в детстве она выучила бо['​]льшую часть своих старин,​ главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину, ​-– и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины,​ которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью,​ потому что ей негде было научиться читать и писать:​ мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо,​ а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом:​ когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян,​ выехавших на [[:​торосовый_промысел|весенний промысел за  морскими зверями]] (в феврале и марте);​ там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну,​ которая в то время, как говорят,​ была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону,​ со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно,​ так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена,​ «что он -- мужик хороший,​ что он -- мужик проворный,​ а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича,​ который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой;​ особенно много она терпела от двух своих золовок,​ старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась,​ что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине,​ а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители,​ любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин,​ перенявши много старин у своего свекра,​ теперь уже покойного,​ а также несколько ​-– у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась,​ между прочим,​ в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах,​ пропетых днем раньше:​ она помнила,​ как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное,​ например,​ эпитет:​ кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович,​ -- она обыкновенно упоминала,​ в каких старинах встречаются эти особенности. ​
- +
-Аграфена Матвеевна Крюкова,​ замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу,​ когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным,​ он учил читать и писать своих детей – двух сыновей и трех дочерей;​ грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой,​ один из ее двоюродных братьев так любил читать,​ что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте,​ потому что ей, как старшей из дочерей,​ пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу,​ куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена;​ здесь же еще в детстве она выучила бо['​]льшую часть своих старин,​ главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину,​ – и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины,​ которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью,​ потому что ей негде было научиться читать и писать:​ мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо,​ а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом:​ когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян,​ выехавших на весенний промысел за  морскими зверями (в феврале и марте);​ там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну,​ которая в то время, как говорят,​ была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону,​ со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно,​ так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена,​ «что он -- мужик хороший,​ что он -- мужик проворный,​ а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича,​ который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой;​ особенно много она терпела от двух своих золовок,​ старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась,​ что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине,​ а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители,​ любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин,​ перенявши много старин у своего свекра,​ теперь уже покойного,​ а также несколько – у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась,​ между прочим,​ в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах,​ пропетых днем раньше:​ она помнила,​ как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное,​ например,​ эпитет:​ кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович,​ -- она обыкновенно упоминала,​ в каких старинах встречаются эти особенности. ​+
  
 К содержанию старин она относится с больши['​]м доверием,​ и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»;​ вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину,​ она заранее ее обдумывает,​ боясь, как бы не соврать,​ потомучто,​ по ее словам,​ «убавишь или прибавишь (в содержании,​ а не в складе старин), ​ -- таковые прокляты;​ а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек;​ но четверо умерло,​ и теперь осталось две девушки,​ девочка 9-ти лет и 2 мальчика;​ обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :​аграфена_матвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы;​ в селе многие удивлялись,​ когда узнали,​ что она пропела мне 60 старин:​ благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою». К содержанию старин она относится с больши['​]м доверием,​ и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»;​ вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину,​ она заранее ее обдумывает,​ боясь, как бы не соврать,​ потомучто,​ по ее словам,​ «убавишь или прибавишь (в содержании,​ а не в складе старин), ​ -- таковые прокляты;​ а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек;​ но четверо умерло,​ и теперь осталось две девушки,​ девочка 9-ти лет и 2 мальчика;​ обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :​аграфена_матвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы;​ в селе многие удивлялись,​ когда узнали,​ что она пропела мне 60 старин:​ благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою».
-Она отличается особенною религиозностью,​ которая перешла к ней от матери,​ простаивавшей,​ как она говорила,​ целые ночи на молитве,​ и еще более развивалась после замужества под влиянием тяжелой жизни. Эта сторона ее характера отчасти отражается и в ее старинах:​ действующие в них лица часто молятся,​ служат молебны и панихиды. Направление религиозности у нее, как и вообще у северного крестьянства,​ отличается приверженностью к старине и отвращением ко всяким переменам и нововведениям,​ так что по духу она – совершенная староверка. В ее исторических песнях и рассказах нетрудно уловить ненависть к патриарху Никону,​ Алексею Михайловичу и отчасти к Петру I. Когда на ее вопрос,​ признает ли русская церковь Никона святым,​ я отвечал отрицательно,​ она с радостью стала говорить об этом всем домашним. Она убеждена,​ что в последний раз на земле священник отслужит обедню по-старому,​ и тогда уже будет конец мира. С особенным удовольствием рассказывала она благочестивую сказку о том, как один богач не хотел помочь своему бедному брату и как св. Николай,​ явившись к ним, одного наставил на путь истины,​ а другого наградил. Великим постом и вечером накануне праздников она любит петь духовные стихи; я у нее записал 11 стихов,​ которые она выучила у матери,​ дяди Ефима, тетки Матрены Киприановны,​ свекра и соседки арии Ларионовны. Кроме старин и стихов,​ она знает несколько сказок,​ например,​ об Иване Гостинове (мотив Василисы Премудрой,​ дочери морского царя),​о Лазоре Лазоревиче,​ о том, как солдат спас Петра I от разбойников;​ знает также причитания невесты на свадьбе и множество песен, как свадебных,​ так и не обрядовых. Нужно заметить,​ что она строго отличает от стари исторические песни XVIII и XIXвв., которых она знает несколько <​…>​. После выхода замуж Аграфена Матвеевна почти перестала петь песни, кроме величальных,​ которые она поет на свадьбах. Старины она поет довольно слабым,​ но приятным голосом,​ не демонтирует и хорошо выдерживает разер стиха. Она говорила,​ что каждая старина поется на свой голос; но мне она большинство старин пела одним и те же протяжным напевом,​ чтобы удобнее было записывать,​ и только для немногих старин,​ например о Кострюке,​ о вдове, ее дочери и сыновьях-корабельщиках,​ она употребляла особенный голос. Из былинных геоев она никогда не слыхала имен Ставра,​ Вольги и Микулы;​ не знает она также старин о битве Добрыни с Дунаем,​ о Камском побоище. 
  
-Хотя она уже 27 лет живет в Золотице,​ но в говоре ее заметно дольно много особенностей.+Она отличается особенною религиозностью,​ которая перешла к ней от матери,​ простаивавшей,​ как она говорила,​ целые ночи на молитве,​ и еще более развивалась после замужества под влиянием тяжелой жизни. Эта сторона ее характера отчасти отражается и в ее старинах:​ действующие в них лица часто молятся,​ служат молебны и панихиды. Направление религиозности у нее, как и вообще у северного крестьянства,​ отличается приверженностью к старине и отвращением ко всяким переменам и нововведениям,​ так что по духу она – совершенная староверка. В ее исторических песнях и рассказах нетрудно уловить ненависть к патриарху Никону,​ Алексею Михайловичу и отчасти к Петру I. Когда на ее вопрос,​ признает ли русская церковь Никона святым,​ я отвечал отрицательно,​ она с радостью стала говорить об этом всем домашним. Она убеждена,​ что в последний раз на земле священник отслужит обедню по-старому,​ и тогда уже будет конец мира. С особенным удовольствием рассказывала она благочестивую сказку о том, как один богач не хотел помочь своему бедному брату и как св. Николай,​ явившись к ним, одного наставил на путь истины,​ а другого наградил. Великим постом и вечером накануне праздников она любит петь духовные стихи; я у нее записал 11 стихов,​ которые она выучила у матери,​ дяди Ефима, тетки Матрены Киприановны,​ свекра и соседки арии Ларионовны. Кроме старин и стихов,​ она знает несколько сказок,​ например,​ об Иване Гостинове (мотив Василисы Премудрой,​ дочери морского царя),​о Лазоре Лазоревиче,​ о том, как солдат спас Петра I от разбойников;​ знает также причитания невесты на свадьбе и множество песен, как свадебных,​ так и не обрядовых. Нужно заметить,​ что она строго отличает от старин исторические песни XVIII и XIX вв., которых она знает несколько <​…>​. После выхода замуж Аграфена Матвеевна почти перестала петь песни, кроме величальных,​ которые она поет на свадьбах. Старины она поет довольно слабым,​ но приятным голосом,​ не демонтирует и хорошо выдерживает размер стиха. Она говорила,​ что каждая старина поется на свой голос; но мне она большинство старин пела одним и те же протяжным напевом,​ чтобы удобнее было записывать,​ и только для немногих старин,​ например о Кострюке,​ о вдове, ее дочери и сыновьях-корабельщиках,​ она употребляла особенный голос. Из былинных героев она никогда не слыхала имен Ставра,​ Вольги и Микулы;​ не знает она также старин о битве Добрыни с Дунаем,​ о Камском побоище. 
 + 
 +Хотя она уже 27 лет живет в Золотице,​ но в говоре ее заметно довольно много особенностей. 
 + 
 +**Аграфена Матвеевна -- родственница некоторых других чаваньгских сказителей. Таких, как [[люди:​кожина_иринья_андреевна|Кожина Иринья Андреевна и ее сын Кожин Михаил Михайлович]]. Также известна как сказительница дочь Аграфены Матвеевны Марфа** ​
  
-[{{:​сканирование0009.jpg?​700 | Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой (Кожиной) ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]Она -- родственница некоторых других чаваньгских сказителей. Таких, как Кожина Иринья Андреевна и ее сын Кожин Михаил Михайлович.+---- 
 +=== Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой === 
 +[{{:​сканирование0009.jpg?​900 | Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой (Кожиной) ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-74с.) ))}}]
люди/крюкова_аграфена_матвеевна.1468685392.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:47 (внешнее изменение)