Инструменты пользователя

Инструменты сайта


церкви_в_селе_чаваньга

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/17 19:16]
nemtsova [Священство и церковный приход села]
церкви_в_селе_чаваньга [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Церкви в селе Чаваньга ===== ===== Церкви в селе Чаваньга =====
-С. Максимов в книге "​Год на севере",​ описывающей его путешествие по Терскому берегу,​ пишет, что в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья. Умба, 2010стр. 120)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь.+С. Максимов в книге "​Год на севере",​ описывающей его путешествие по Терскому берегу,​ пишет, что ​в 1856 г. в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья.Умба, 2010с. 120.)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь.
  
  
 ==== Церковь Михаила Архангела ​ ==== ==== Церковь Михаила Архангела ​ ====
-[{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?​300|Михайловская церковь, 2016 г.}}] +[{{:​церковь_клуб.jpg?300 |Здание ​Михайловской церкви в 50--е ​годы ​}}] 
-В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь,​ посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск:​ ОАО МИПП Север, 2010-120 с.)). ​ Основной объем был одноглавым,​ еще одна глава была поставлена над алтарем,​ третья -- на колокольне,​ примыкающей к зданию храма. Иконостас -- трехъярусный,​ с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса,​ имели серебряный оклад.+В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь,​ посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск:​ ОАО МИПП Север, 2010с. 120.)).  Основной объем был одноглавым,​ еще одна глава была поставлена над алтарем,​ третья -- на колокольне,​ примыкающей к зданию храма. ​(Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах). 
 + 
 +Иконостас -- трехъярусный,​ с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса,​ имели серебряный оклад.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В. И. Вернадского"​ "​Русский Север 2016", запись Ч009, 35:​55-41:​16))
  
 В церкви было два престольных праздника:​ 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила). В церкви было два престольных праздника:​ 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила).
  
-Церковь была освящена в честь Михаила Архангела,​ так как к первому Михайлову дню ​моряки возвращались ​домой ​с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]].+Церковь была освящена в честь Михаила Архангела,​ так как к первому Михайлову дню рыбаки возвращались с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]].
  
-В 1937 году с церкви сняли крест, а здание переоборудовали под жилое. В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка/​Умба,​2005 г.-24 с.)) 
  
 +==== Икона Трёх Святителей ====
  
-=== Икона Трёх Святителей ​===+В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь,​ у многих местных жителей,​ исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела,​ освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX -- начала XX века, ​ можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например,​ согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова.,​ История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"​Мученики XX века"​.,​ Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции.,​ Шестые Феодоритовские чтения:​под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина).,​ Мурманск-Санкт-Петербург,​ 2014, с. 253.)) ​
  
-В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась ​особо почитаемая ​в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ​ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих ​местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль ​о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX начала XX века, ​ можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей ​церкви ​Трёх Святителей. Например,​ согласно списку функционирующих молитвенных зданий ​по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали ​Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"​Мученики XX века". Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции. Шестые Феодоритовские чтения:​под. ​ред. архимандрита Митрофана (Баданина).-Мурманск-Санкт-Петербург:​Ладан,​ 2014.-253 стр.))  +В 1937 году Михайловскую церковголосовали закрыли, с церкви сняли крест, а здание ​было передано "под культурные нужды"​. (На церковном сходе 120 человек ​проголосовало за точтобы отдать здание ​под церковные нужды ​и только 15 человек проголосовали ​против). В одной половине был ​клуб, ​в другой -- библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода
-=== Современное здание церкви ===+
  
 +В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты,​ дети читали стихи.
  
-Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("​рыбаками"​ - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая,​ в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:​феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин). Жития новомучеников Кольского севера. СПб -- Мурманск, ​"​Ладан"​2011; стр. 43)).+В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка.,​ Умба, 2005, с 24.)) 
 + 
 +После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры. 
 + 
 +Здание позже разобрали,​ ссылаясь на то, что оно обветшало. Но подгнили только венцы. А брёвна,​ когда постройку разбирали,​ на срезах "​были желтые как репа"​. 
 + 
 +==== Современное здание церкви ==== 
 +[{{ :​михайловская_церковь_2016_год.jpg?​300|Новая Михайловская церковь,​ 2016 г.}}] 
 +Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("​рыбаками"​ - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая,​ в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:​феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин).Жития новомучеников Кольского севера.СПб -- Мурманск, ​2011, с. 43.))
  
  
Строка 27: Строка 37:
  
 ==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== ==== Крещенская (Богоявленская) церковь ====
-[{{:​церковь_клуб.jpg?​300 |Здание Крещенской церкви в 50--е годы }}][{{ :​бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?​300|Бывшое здание ​крещенской церкви в 2016 г.}}] +[{{ :​бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?​300|Бывшое здание ​Крещенской церкви в 2016 г.}}] 
- В отличие от Михайловской,​ Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий ​Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания,​ так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников, приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола.+ В отличие от Михайловской,​ Крещенская была приспособлена к зимним службам. ​Староста ​Фёдор ​Андреевич ​Стрелков и священник Назарий ​Алексеевич Синцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания,​ так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада, в которую входили и кузоменские плотники, приглашённые жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола.
  
 <quote Отец Василий о бригаде кузоменских плотников,​ строивших церковь>​Есть такое предание,​ что после того, как он срубил эту церковь,​ он бросил топор в реку и тогда они ушли из деревни.</​quote>​ ((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В. И. Вернадского"​ "​Русский Север 2016", запись Ч009, 37:48)) <quote Отец Василий о бригаде кузоменских плотников,​ строивших церковь>​Есть такое предание,​ что после того, как он срубил эту церковь,​ он бросил топор в реку и тогда они ушли из деревни.</​quote>​ ((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В. И. Вернадского"​ "​Русский Север 2016", запись Ч009, 37:48))
  
 По воспоминаниям жителей,​ в 1937 году иконостас,​ иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В  этом же году церковь переоборудовали в клуб. По воспоминаниям жителей,​ в 1937 году иконостас,​ иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В  этом же году церковь переоборудовали в клуб.
 +
 +Во время войны в церкви жили рабочие,​ строящие запасной аэродром в верховьях Чаваньги.
  
 В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт,​ здание не эксплуатируется. В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт,​ здание не эксплуатируется.
-==== Священство и церковный приход села ====+====                   ​Священство и церковный приход села ​                     ====
 В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), ​ с просьбой организовать отдельный ​ приход,​ так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания ​ церкви национализировали. ​ Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:​отец_василий_вольский|Отца Василия]],​ староста, ​ в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. ​ Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ​ ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему,​ не должно быть никакой религиозной агитации,​ не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п.. В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), ​ с просьбой организовать отдельный ​ приход,​ так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания ​ церкви национализировали. ​ Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:​отец_василий_вольский|Отца Василия]],​ староста, ​ в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. ​ Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ​ ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему,​ не должно быть никакой религиозной агитации,​ не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п..
  
  
-Псаломщик,​ Никита Иванович Тараборин,​ и священник не получали никакого жалования,​ довольствовались от населения мукой , рыбой, изредка молоком. На таких же условиях работал священник Николай Шмаков в ТетриноFIXME. Раньше священники получали жалованье от государства,​ а при советской власти жалованья больше не было, а с населения брать нечего:​ люди получали копейки,​ священники содержались в основном за счет взносов купцов.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 41:16-45:46+Псаломщик,​ Никита Иванович Тараборин,​ и священник не получали никакого жалования,​ довольствовались от населения мукой , рыбой, изредка молоком. На таких же условиях работал священник Николай Шмаков в Тетрино. Раньше священники получали жалованье от государства,​ а при советской власти жалованья больше не было, а с населения брать нечего:​ люди получали копейки,​ священники содержались в основном за счет взносов купцов.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 41:16-45:46
 )) ))
  
  
церкви_в_селе_чаваньга.1468772199.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:46 (внешнее изменение)