Инструменты пользователя

Инструменты сайта


церкви_в_селе_чаваньга

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/17 19:19]
nemtsova [Священство и церковный приход села]
церкви_в_селе_чаваньга [2022/10/30 01:28]
Строка 1: Строка 1:
-===== Церкви в селе Чаваньга ===== 
-С. Максимов в книге "​Год на севере",​ описывающей его путешествие по Терскому берегу,​ пишет, что в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья. Умба, 2010; стр. 120)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь. 
- 
- 
-==== Церковь Михаила Архангела ​ ==== 
-[{{ :​михайловская_церковь_2016_год.jpg?​300|Михайловская церковь,​ 2016 г.}}] 
-В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь,​ посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск:​ ОАО МИПП Север, 2010-120 с.)). ​ Основной объем был одноглавым,​ еще одна глава была поставлена над алтарем,​ третья -- на колокольне,​ примыкающей к зданию храма. Иконостас -- трехъярусный,​ с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса,​ имели серебряный оклад. 
- 
-В церкви было два престольных праздника:​ 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила). 
- 
-Церковь была освящена в честь Михаила Архангела,​ так как к первому Михайлову дню моряки возвращались домой с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]]. 
- 
-В 1937 году с церкви сняли крест, а здание переоборудовали под жилое. В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка/​Умба,​2005 г.-24 с.)) 
- 
- 
-=== Икона Трёх Святителей === 
- 
-В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь,​ у многих местных жителей,​ исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела,​ освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX начала XX века, ​ можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например,​ согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"​Мученики XX века"​. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции. Шестые Феодоритовские чтения:​под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина).-Мурманск-Санкт-Петербург:​Ладан,​ 2014.-253 стр.)) ​ 
-=== Современное здание церкви === 
- 
- 
-Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("​рыбаками"​ - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая,​ в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:​феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин). Жития новомучеников Кольского севера. СПб -- Мурманск,​ "​Ладан",​ 2011; стр. 43)). 
- 
- 
- 
- 
- 
-==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== 
-[{{:​церковь_клуб.jpg?​300 |Здание Крещенской церкви в 50--е годы }}][{{ :​бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?​300|Бывшое здание крещенской церкви в 2016 г.}}] 
- В отличие от Михайловской,​ Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания,​ так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников,​ приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. 
- 
-<quote Отец Василий о бригаде кузоменских плотников,​ строивших церковь>​Есть такое предание,​ что после того, как он срубил эту церковь,​ он бросил топор в реку и тогда они ушли из деревни.</​quote>​ ((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В. И. Вернадского"​ "​Русский Север 2016", запись Ч009, 37:48)) 
- 
-По воспоминаниям жителей,​ в 1937 году иконостас,​ иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В  этом же году церковь переоборудовали в клуб. 
- 
-Во время войны в церкви жили рабочие,​ строящие запасной аэродром в верховьях Чаваньги. 
- 
-В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт,​ здание не эксплуатируется. 
-====                   ​Священство и церковный приход села ​                     ==== 
-В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), ​ с просьбой организовать отдельный ​ приход,​ так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания ​ церкви национализировали. ​ Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:​отец_василий_вольский|Отца Василия]],​ староста, ​ в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. ​ Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ​ ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему,​ не должно быть никакой религиозной агитации,​ не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п.. 
- 
- 
-Псаломщик,​ Никита Иванович Тараборин,​ и священник не получали никакого жалования,​ довольствовались от населения мукой , рыбой, изредка молоком. На таких же условиях работал священник Николай Шмаков в Тетрино. Раньше священники получали жалованье от государства,​ а при советской власти жалованья больше не было, а с населения брать нечего:​ люди получали копейки,​ священники содержались в основном за счет взносов купцов.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 41:16-45:46 
-)) 
- 
  
церкви_в_селе_чаваньга.txt · Последние изменения: 2022/10/30 01:28 (внешнее изменение)