Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
похороны [2016/07/18 12:11] vlasova |
похороны [2022/10/30 01:28] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | ===== Похороны===== | ||
- | ===Кладбище=== | ||
- | |||
- | Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "новым". Это уже третье место захоронения в истории села. | ||
- | {{ :p1660423.jpg?300|}} | ||
- | |||
- | По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. | ||
- | Второе по времени создания, так называемое "Старое" сельское кладбище располагалось возле [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали: | ||
- | <quote Кожин Василий Иванович>Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова. | ||
- | </quote> | ||
- | |||
- | ===Похоронный обряд=== | ||
- | |||
- | После смерти, тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное: специальную чистую одежду, которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее. | ||
- | |||
- | <quote Кожина Вера Егоровна> | ||
- | -- А что за смертные узелки? | ||
- | |||
- | -- Ну там, бельишко, одежду какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч033, 44:01-44:43))</quote> | ||
- | |||
- | |||
- | После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой гроб с подушечкой, набитой соломой или стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Раньше вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. | ||
- | |||
- | Усопший лежит в доме в гробу ногами к выходу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников сидит с покойным все это время. (Вставить цитату) Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. | ||
- | |||
- | <quote Клещёва Евгения Григорьевна>Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,похоронят и все.</quote> | ||
- | |||
- | На третий день после выноса покойного на кладбище, во всем доме моют полы и занавешивают окна. На похороны и помин в день похорон принято приходить всей деревней. | ||
- | |||
- | ===Поминальный обряд=== | ||
- | |||
- | Поминают в Чаваньге на 9-й и 40-й день, на 1-й день пекут блины. Могилу посыпают пшеном, приносят конфеты. ([[люди:отец_василий_вольский|батюшка]] не одобряет этот обычай). Едят на поминках ложками. Самым близким дают что-то на память (блюдца и т.д.). | ||
- | |||
- | |||
- | 23.38 Ч001 Там если, раньше старушки были. Старушки молитву прочитают, покадят или что-то такое. | ||
- | |||
- | 03.20 Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. | ||
- | ч011 Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. | ||
- | |||
- | |||
- | "Море раздевает на глухо...01.17 Ч022 Копшаки объедают до тела или до костей. | ||
- | |||
- | На Троицу В [[чаваньга|селе Чаваньга]] принято поминать умерших родственников, приходить к ним на кладбище. На могилы сыпать пшено, приносить конфеты, печенье, кулебяки. | ||
- | |||