Это старая версия документа.
В этой статье представлены различные цитаты из бесед с жителями Чаваньги, которыми пользовались при создании статьи "Оленеводство".
Подарок в виде оленя.
Клещёва Е.Г: Папа, когда я дочку родила, третью, дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей, там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики», как называется, подарил, что она родилась, и подарил, этого «пыжика» ну, как его, в подарок, как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.
Возобновление оленеводческой фермы в Сосновке.
Собиратель: Говорят, ферму возобновили, и туда поехали люди… к реке, где-то ферму возобновили и оленей пытаются разводить.
В.В: А, это в Сосновке.
Собиратель: А, то есть это не здесь получается, да?
В.В: Ну, считается, что наш колхоз, но… понятия не имею, что у них, как.
Прекращение оленеводства.
Собиратель: а что с оленями то случилось?
В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями, потихоньку съели (смеётся). Их же, в своё время, помню, что загоняли, изгороди ставили, загоняли, пересчитывали, клеймили, а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали, ушли куда-то, может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче, наверное.
Собиратель: А щас там большевики чтоли пришли? Или когда, вот, исчезли все эти олени?
В.В: Олени то? Да нет, зачем?
Собиратель: До сих пор живые?
В.В: Зачем? Колхоз то у нас же был оленеводческий, оленеводством занимался, рыбловством… это уже сейчас, вот, видите, времена… где-то так: Лизвих у нас пришёл с восемьдесят седьмого года… ну так вот наверное с девяностых мы оленей то и не видели.
На оленей охотились.
Собиратель: а на кого здесь охотятся?
А.К: ну на кого… на олешек вот… на медведей. На волков. Где олени, там и волки.
Олени как транспорт:
Клещёв Н.А: А так в 1985 году было большое стадо … оленей держали.
Собиратель: Олени? А что там с оленями?
Клещёв Н.А: Ну как олень? Олень же ездовой, ездили на них, возили…
Собиратель: На оленях ездили?
Клещёв Н.А: Конечно. Олень это было транспортное средство. Раньше всё на них возили: сено, всё. Вот лошадь и олень, запрягут их и всё, и едут. Сани олень тащит, сани и… плетётся. Вы видели хоть оленя когда-нибудь?
Собиратель: Нет, оленей то видели, но… Прям на нём как на лошади?
Клещёв Н.А: Запрягали его тоже как лошадь, ну тащит сзади санка и… и оленя также запрягали.
Собиратель: а сейчас нету оленей?
Клещёв Н.А: щас у всех «бураны» снегоходы…
Оленями поморы стали заниматься только в конце 19 века.
Вольский В: А, кстати, вот этот максимовский дом, до советской власти, у них в деревне был единственный конь. Уникальность вот этого, единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве.
Собиратель: Ну, значит, это… ну оленей держали, овец держали, коров держали?
Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати, оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого, начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли, коми-ижемцы, печоры перешли на это, на Поной.
Собиратель: А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.
Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются, это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные, вот они почему-то не знали, что с саамами, а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка, вот там было такое село, Ивановка, тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от колхоза.
Собиратель: И к саамам?
Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.
…
Собиратель: Ну вот там стараются возобновить, там в Сосновке то строят, ну, я понимаю, что всё это искуственно.
Вольский В: Дай бог. Сосновка оно же смешанное такое, поморско-саамское.
Собиратель: Ну хоть как-то восстановить что-то.
Сосновка. Олений промысел. Кожин Г.А: А вот в Сосновке у нас, она как бы тоже к нашему колхозу относится, ну как объединение, завхоз, там щас оленеводством занимаются, оленеводчеством. Ребята работали, ну те , кто ещё не пенсионеры, там, заборы ставили… были свои олени… некому заниматься, народу нет, всё.
…
Кожин Г.А: Щас у нас все перекинулись на Сосновку… Щас у нас оленеводство будет, заниматься будем полным… ну, конкретно оленеводство будет… И, будем заниматься оленеводством. Их там я не знаю сколько… тыщ 15 наверное… оленей.
Собиратель: А что их.. на что… что с ними делать?
Кожин Г.А: С ними то? На мясо, ну не все, конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают, скупают, рога скупают, я не знаю, зачем им эти рога, просто вот такими кусочками их скупают (показывает), пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные, олении, ну, лось то нельзя стрелять то у нас… как бы только по лицензии, а лицензий очень мало дают.
Собиратель: А кто покупает оленее мясо?
Кожин Г.А: Ну, какие-то коммерсанты. Из Москвы у нас щас покупали, надеюсь, сколько, пару тонн они набрали. Ну как бы оно очень дорогое это мясо считается. Собиратель: Вы его не едите?
Кожин Г.А: Почему не едим? Почему мясо не едим, оно же свежее хорошее мясо.
…
Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские, кузоменские, в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов, ни, как бы, трактора были, но так, ничего , ни вездеходов, ничего, а сено надо было вывозить, вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане, кузомляне, забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили, дрова возили, а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно, везде выгодно их.
Собиратель: А они, ну, лучше лошадей?
Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал, с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал, мы стадо отпустили… потом банкротство началось, вы знаете, просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.
Пригон для оленей.
Вольский В: вот это пригон, кстати, этот пригон только у нас сохранился.
Собиратель: пригон, это для оленей?
Вольский В: да, да, да, вот сюда приезжали, заводили оленей. Вот, это, это для оленей.
Работа с оленями.
Собиратель: раньше же было тут много оленей?
Абросимов Ю.П: оленей было в колхозе много, да.
Собиратель: а когда их всех, ну…?
Абросимов Ю.П: это закончилось в восемьдесят… так, когда я последний раз загонял стадо… щас скажу…
Собиратель: а вы стадо загоняли? А как это?
Абросимов Ю.П: как это? Ну, сначала находишь оленей, дикарей отгоняешь, выгоняешь из стада, и они уходят, бывает, что отстреливаешь, потому что они начинают стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать, по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли, здесь у нас загон был 4 километра. А так же было очень много рабочих оленей, ходили в упряжках, хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они знали людей хорошо и не боялись, и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят, к осени, надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь, говоришь, говоишь, они вот речь слышат, и тихонько заходишь в стадо, а если так, нахрапом, как говориться, то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ходили в упряжках, таскали сено… всё увозили на оленях…
Собиратель: а почему их не стало?
Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла, вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленей, остальные и разбежались.