Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оленеводство

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
оленеводство [2016/07/14 17:54]
nikanorov
оленеводство [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Оленеводство ===== ===== Оленеводство =====
  
-Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них искусство ​оленеводства.+Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них ​это ​искусство ​и стали его активно использовать.
  
-<​quote>​Вольский ВА, кстати, вот этот максимовский дом, до советской власти, ​у них в деревне был единственный ​коньУникальность вот этого, ​единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве.+[{{ :рисунок_16_.jpg?​nolink&​500|Оленья упряжка}}]
  
-Собиратель: Ну, значит,​ это… ну оленей ​держалиовец держали, коров держали+<​quote>​[[люди:отецасилий_вольский|Вольский В.]]: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.
- +
-Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.+
  
 Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.
  
-Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].+Вольский В.: Вот почему они с саамами не общалисья не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми ​-- это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч010, 16:​00))</​quote>​
  
-Собиратель:​ И к саамам?​ +Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.
- +
-Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.</​quote>​ +
- +
-Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Так же их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленее мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.+
 <​quote>​ <​quote>​
-Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но такничего , ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их. +Кожин Г.А.: Мясо испокон веков мы ели. Олени ​-- это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но так ​-- ничего,​ ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их. В восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч012, 10:00))</​quote>​
- +
-Собиратель:​ А они, ну, лучше лошадей?​ +
- +
-Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал,​ с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало. +
-</​quote>​+
  
 <​quote>​ <​quote>​
-Клещёв Н.А: А так в 1985 году было большое стадо … оленей держали. +Клещёв Н.А: А так в 1985 году было большое стадо … оленей держали. Олень же ездовой,​ ездили на них, возили… Олень это было транспортное средство. Раньше всё на них возили:​ сено, всё. Вот лошадь и олень, запрягут их и всё, и едут. Сани олень тащит, сани и… плетётся. Вы видели хоть оленя когда-нибудь?​ Запрягали его тоже как лошадь,​ ну тащит сзади санка и… и оленя также запрягали.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "Русский Cевер 2016", запись Ч013, 15:00))</​quote>​
- +
-Собиратель:​ Олени? А что там с оленями?​ +
- +
-Клещёв Н.А: Ну как олень? ​Олень же ездовой,​ ездили на них, возили… +
- +
-Собиратель:​ На оленях ездили?​ +
- +
-Клещёв Н.А: Конечно. ​Олень это было транспортное средство. Раньше всё на них возили:​ сено, всё. Вот лошадь и олень, запрягут их и всё, и едут. Сани олень тащит, сани и… плетётся. Вы видели хоть оленя когда-нибудь?​ +
- +
-Собиратель:​ Нет, оленей то видели,​ но… Прям на нём как на лошади?​ +
- +
-Клещёв Н.А: ​Запрягали его тоже как лошадь,​ ну тащит сзади санка и… и оленя также запрягали. +
- +
-Собиратель:​ а сейчас нету оленей? +
- +
-Клещёв Н.А: щас у всех «бураны» ​снегоходы…</​quote>​+
  
 Работа с оленьим стадом не была лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей,​ чтобы они не разделили стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон. Работа с оленьим стадом не была лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей,​ чтобы они не разделили стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.
  
-<​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​ +<​quote>​
- +
-Абросимов Ю.П: оленей было в колхозе много, да. +
- +
-Собиратель:​ а когда их всех, ну…? +
- +
-Абросимов Ю.П: это закончилось в восемьдесят… так, когда я последний раз загонял стадо… щас скажу… +
 Собиратель:​ а вы стадо загоняли?​ А как это? Собиратель:​ а вы стадо загоняли?​ А как это?
  
-Абросимов Ю.П: как это? Ну, сначала находишь оленей,​ дикарей отгоняешь,​ выгоняешь из стада, и они уходят,​ бывает,​ что отстреливаешь,​ потому что они начинают стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать,​ по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли,​ здесь у нас загон был 4 километра. А так же было очень много рабочих оленей,​ ходили в упряжках,​ хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они знали людей хорошо и не боялись,​ и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят,​ к осени надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь,​ говоришь,​ говоишь,​ они вот речь слышат,​ и тихонько заходишь в стадо, а если так, нахрапом,​ как говориться,​ то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ходили в упряжках,​ таскали сено… всё увозили на оленях… +[[люди:​абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: как это? Ну, сначала находишь оленей,​ дикарей отгоняешь,​ выгоняешь из стада, и они уходят,​ бывает,​ что отстреливаешь,​ потому что они начинают стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать,​ по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли,​ здесь у нас загон был 4 километра. А так же было очень много рабочих оленей,​ ходили в упряжках,​ хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они знали людей хорошо и не боялись,​ и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят,​ к осени надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь,​ говоришь,​ говоишь,​ они вот речь слышат,​ и тихонько заходишь в стадо, а если так, нахрапом,​ как говориться,​ то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ходили в упряжках,​ таскали сено… всё увозили на оленях…((Архив ​экспедиции ГБОУ "Лицея №1553 ​имени В.И.Вернадского" "​Русский Cевер 2016", запись ​Ч015, 15:00))
- +
-Собиратель: а почему их не стало?​ +
- +
-Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла, вот ​их и не сталоСели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленейостальные и разбежались.+
 </​quote>​ </​quote>​
  
 Оленей могли продавать,​ дарить и т.д. Например одной жительнице,​ когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году. Оленей могли продавать,​ дарить и т.д. Например одной жительнице,​ когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году.
  
-<​quote>​Клещёва Е.Г: Папа, когда я дочку родила,​ третью,​ дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась,​ и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо. +<​quote>​[[люди:​кожина_евгения_григорьевна|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родила,​ третью,​ дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась,​ и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч001, 16:00))
-</​quote>​+
  
 +</​quote>​
 Оленеводство прекратилось в 90-е годы. Пришла цивилизация и олени стали не нужны. За оленями следили всё меньше и они постепенно ушли в леса. ​ Оленеводство прекратилось в 90-е годы. Пришла цивилизация и олени стали не нужны. За оленями следили всё меньше и они постепенно ушли в леса. ​
 <​quote>​ <​quote>​
 Собиратель:​ а что с оленями то случилось?​ Собиратель:​ а что с оленями то случилось?​
  
-В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями,​ потихоньку съели (смеётся). Их же, в своё время, помню, что загоняли,​ изгороди ставили,​ загоняли,​ пересчитывали,​ клеймили,​ а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали,​ ушли куда-то,​ может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче,​ наверное. +В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями,​ потихоньку съели (смеётся). Их же, в своё время, помню, что загоняли,​ изгороди ставили,​ загоняли,​ пересчитывали,​ клеймили,​ а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали,​ ушли куда-то,​ может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче,​ наверное.((Архив экспедиции ГБОУ "Лицея №1553 ​имени В.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч010, 16:30)) 
- +</​quote>​
-Собиратель:​ А щас там большевики чтоли ​пришли? Или когда, вот, ​исчезли все эти олени+
- +
-В.В: Олени ​то? Да нет, зачем? +
- +
-Собиратель: До сих пор живые?​ </​quote>​ +
 <​quote>​Собиратель:​ а почему их не стало? <​quote>​Собиратель:​ а почему их не стало?
  
-Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла,​ вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленей,​ остальные и разбежались.+Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла,​ вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленей,​ остальные и разбежались.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч015, 15:30))
  
 </​quote>​ </​quote>​
Строка 98: Строка 54:
 Собиратель:​ А что их.. на что… что с ними делать?​ Собиратель:​ А что их.. на что… что с ними делать?​
  
-Кожин Г.А: С ними то? На мясо, ну не все, конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают,​ скупают,​ рога скупают,​ я не знаю, зачем им эти рога, просто вот такими кусочками их скупают (показывает),​ пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные,​ олении,​ ну, лося то нельзя стрелять то у нас… ​+Кожин Г.А: С ними то? На мясо, ну не все, конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают,​ скупают,​ рога скупают,​ я не знаю, зачем им эти рога, просто вот такими кусочками их скупают (показывает),​ пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные,​ олении,​ ну, лося то нельзя стрелять то у нас… ​((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч012, 11:00)) 
 </​quote>​ </​quote>​
 +Также в [[чаваньга|Чаваньге]] тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются стадом два человека,​ преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается
 +                       
 +<​quote>​Собиратель:​ Оленеводство – это в Сосновке?​
 +
 +Клещёва В.А: Нет, у нас как бы здесь тоже есть, но оно как бы далеко здесь это, от района,​ от села… Ну, как бы зимой в основном у нас они.
  
 +Собиратель:​ А кто занимается оленеводством?​
 +
 +Клещёва В.А: [[колхоз_беломорский_рыбак|Колхоз]] Есть у нас два человека… Это Пётр Алексеевич Кожин и Семенихин Антон Михайлович. Занимаются они в основном зимой. Потому что иначе там не добраться никак… там же болота. Стадо у нас наверное числится наверное… штук две тысячи голов. Ну, мы их на мясо в основном. ​ У нас мясо на продажу так не идёт, мы его колхозникам продаём и всё. Ну мы немного бьём.
 +
 +Собиратель:​ Но вообще в планах это есть? Организовать продажу мяса, оленины?​
 +
 +Клещёва В.А: Ну… наверное нет. Потому что там в основном щас будут заниматься в Сосновке.
 +
 +Собиратель:​ А что с этим стадом?​
 +
 +Клещёва В.А: Ну, оно уже полудикое такое… ну не знаю, что там будет. Ну что там руководство решит. Пока бегает.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч021, 14:00))
 +</​quote>​
оленеводство.1468508066.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)