Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оленеводство

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
оленеводство [2016/07/14 12:36]
nikanorov
оленеводство [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ===== Оленеводство ===== ===== Оленеводство =====
  
-Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIXначала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них искусство ​оленеводства.+Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них ​это ​искусство ​и стали его активно использовать.
  
-<​quote>​Вольский ВА, кстати, вот этот максимовский дом, до советской власти, ​у них в деревне был единственный ​коньУникальность вот этого, ​единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве.+[{{ :рисунок_16_.jpg?​nolink&​500|Оленья упряжка}}]
  
-Собиратель: Ну, значит,​ это… ну оленей ​держалиовец держали, коров держали+<​quote>​[[люди:отецасилий_вольский|Вольский В.]]: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.
- +
-Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.+
  
 Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.
  
-Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].+Вольский В.: Вот почему они с саамами не общалисья не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми ​-- это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч010, 16:​00))</​quote>​
  
-Собиратель: ​И к саамам?​+Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно. 
 +<​quote>​ 
 +Кожин Г.А.Мясо испокон веков мы ели. Олени -- это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но так -- ничего,​ ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем ониА в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их. В восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч012, 10:​00))</​quote>​
  
-Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.</​quote>​ 
- 
-Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Так же их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленее мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно. 
 <​quote>​ <​quote>​
-Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени ​были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне былив Варзуге были олени, ну, они как ​бы варзушские, кузоменские, в нашем ​стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ​ни снегоходов, никак бы, трактора были, но так, ничего ни вездеходов, ничего, а сено надо было вывозить, вот, время подходит и их загоняешь в загон, ​приезжают варзужанекузомляне, забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили, дрова возили, а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно, ​везде выгодно ​их.+Клещёв Н.А: А так в 1985 году было большое стадо … оленей держали. Олень же ездовой, ездили на них, ​возили… Олень это было транспортное средство. Раньше ​всё ​на них возили: ​сено, всё. Вот лошадь и оленьзапрягут их и всёи едут. Сани олень тащитсани и… плетётся. Вы видели хоть оленя когда-нибудь? Запрягали его тоже как лошадь, ​ну тащит сзади санка и… и оленя также запрягали.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского" "​Русский Cевер 2016", ​запись Ч013, 15:​00))</​quote>​
  
-Собиратель: А они, ну, лучше лошадей?​ +Работа с оленьим стадом не была лёгкой. Приходилось ​отстреливать диких ​оленейчтобы они не разделили ​стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.
- +
-Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал, с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал, мы стадо отпустили… потом банкротство началось, вы знаете, просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало. +
-</​quote>​+
  
 <​quote>​ <​quote>​
-Клещёв Н.АА так в 1985 году было большое ​стадо ​… оленей держали.+Собиратель: а вы стадо ​загоняли? А как это?
  
-Собиратель: ОлениА что там с оленями?+[[люди:​абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: как это? Ну, сначала находишь оленей,​ дикарей отгоняешь,​ выгоняешь из стада, и они уходят, бывает,​ что отстреливаешь, потому что они начинают стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать,​ по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли,​ здесь у нас загон был 4 километра. ​А так же было очень много рабочих оленей,​ ходили в упряжках,​ хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они знали людей хорошо и не боялись,​ и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят,​ к осени надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь,​ говоришь,​ говоишь,​ они вот речь слышат,​ и тихонько заходишь в стадо, а если так, нахрапом, как говориться, то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ходили в упряжках,​ таскали сено… всё увозили на оленях…((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч015, 15:00)) 
 +</​quote>​
  
-Клещёв Н.А: Ну как олень? Олень же ездовойездили на них, возили…+Оленей могли продавать, дарить и т.д. Например ​одной жительнице, когда она родила третью дочьпапа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году.
  
-СобирательНа оленях ездили?+<​quote>​[[люди:​кожина_евгения_григорьевна|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родилатретью, дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась, и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать ​оленей и её забили на мясо.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч001, 16:00))
  
-Клещёв Н.А: Конечно. Олень это было транспортное средствоРаньше всё на них возилисено, всёВот лошадь и олень, запрягут ​их и всё, и едут. Сани олень тащит, сани и… плетётсяВы видели хоть оленя ​когда-нибудь?+</​quote>​ 
 +Оленеводство прекратилось в 90-е годыПришла цивилизация и олени стали не нужныЗа оленями следили всё ​меньше ​и они ​постепенно ушли в леса 
 +<​quote>​ 
 +Собиратель: а что с оленями то случилось?
  
-Собиратель: Нет, оленей то видели, ​но… Прям на нём как ​на лошади?+В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями,​ потихоньку съели (смеётся). Их жев своё время, помню, что загоняли,​ изгороди ставили,​ загоняли,​ пересчитывали,​ клеймили, а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали, ушли куда-то, может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче, ​наверное.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч010, 16:30)) 
 +</​quote>​ 
 +<​quote>​Собиратель: а почему ​их не стало?
  
-Клещёв Н.А: Запрягали его ​тоже как лошадь, ну тащит сзади ​санка и… и оленя также запрягали.+Абросимов Ю.П: чего ​не стало? Цивилизация пришла, вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных ​оленей, остальные и разбежались.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского" "​Русский Cевер 2016", запись Ч015, 15:30))
  
-Собиратель:​ а сейчас нету оленей?​+</​quote>​
  
-Клещёв Н.А: щас у всех ​«бураны» снегоходы…</quote>+На данный момент в месте под названием "​Сосновка"​ возобновлён оленеводческий промыселТам имеется, по словам местных жителей,​ около 15000 оленей. Оленей забивают на мясо, а также получают шкуры (так называемые //​постели//​) и рога.
  
-Работа с оленьим стадом была не лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей, чтобы они не разделили ​стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.+<​quote>​ 
 +Кожин Г.А: А вот в Сосновке у нас, она как ​бы тоже к нашему колхозу относится, ну как объединение, завхоз, там щас ​оленеводством занимаются,​ оленеводчеством. Ребята работалину те , кто ещё не пенсионеры, там, ​заборы ставили… были свои олени… некому заниматься, народу нет, всё.
  
-<​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​+
  
-Абросимов Ю.П: ​оленей было в колхозе многода.+Кожин Г.А: Щас у нас все перекинулись на Сосновку… Щас у нас ​оленеводство ​будет, заниматься будем полным… ну, конкретно ​оленеводство будет… И, будем заниматься ​оленеводством. Их там я не знаю сколько… тыщ 15 наверное… оленей.
  
-Собиратель: ​а когда ​их всех, ​ну…?+Собиратель: ​А что их.. на что… что с ними делать?
  
-Абросимов Ю.Пэто закончилось в восемьдесят… ​так, ​когда я последний раз загонял стадо… щас скажу…+Кожин Г.АС ними ​то? На мясо, ну не все, ​конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают, ​скупают, рога скупаютя не знаю, зачем им эти рогапросто вот такими кусочками их скупают (показывает), пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные, олении,​ ну, лося то нельзя ​стрелять то у нас… ((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "Русский Cевер 2016", запись Ч012, 11:00))
  
-Собиратель: а вы стадо загоняли? А как это?+</​quote>​ 
 +Также в [[чаваньга|Чаваньге]] тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются ​стадом два человека,​ преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается 
 +                        
 +<​quote>​Собиратель:​ Оленеводство – это ​в Сосновке?
  
-Абросимов Ю.Пкак это? ​Ну, сначала находишь оленей, дикарей отгоняешьвыгоняешь из стада, и они ​уходят, бывает,​ что отстреливаешь,​ потому что они ​начинают ​стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать, по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли,​ здесь у нас загон был 4 километра. А так же было очень много рабочих оленей, ходили в упряжках, хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они ​знали людей хорошо и не боялись, и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят, к осени надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь, говоришь,​ говоишь,​ они вот речь ​слышат, и тихонько заходишь ​в стадо, а если так, ​нахрапом, как говориться,​ то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ​ходили в упряжках,​ таскали сено… всё увозили на оленях…+Клещёва В.А: Нет, у нас ​как бы здесь тоже естьно оно как бы далеко здесь ​это, от районаот села… Ну, как бы зимой в основном у нас они.
  
-Собиратель:​ а почему их не стало?+Собиратель: ​А кто занимается ​оленеводством?
  
-Абросимов Ю.П: ​чего не стало? Цивилизация пришла, ​вот их и не стало. Сели ​на снегоходы ​и… а как ​не стало прирученных оленей, остальные и разбежались. +Клещёва В.А: [[колхоз_беломорский_рыбак|Колхоз]] Есть у нас два человека… Это Пётр Алексеевич Кожин и Семенихин Антон Михайлович. Занимаются они в основном зимой. Потому что ​иначе там не добраться никак… ​там же болота. Стадо у нас наверное числится наверное… штук две тысячи голов. Ну, мы их на мясо в основном. ​ У нас мясо на продажу ​так не идёт, мы его колхозникам продаём и всё. Ну мы немного бьём.
-</​quote>​+
  
 +Собиратель:​ Но вообще в планах это есть? Организовать продажу мяса, оленины?​
  
 +Клещёва В.А: Ну… наверное нет. Потому что там в основном щас будут заниматься в Сосновке.
  
 +Собиратель:​ А что с этим стадом?​
  
 +Клещёва В.А: Ну, оно уже полудикое такое… ну не знаю, что там будет. Ну что там руководство решит. Пока бегает.((Архив экспедиции ГБОУ "​Лицея №1553 имени В.И.Вернадского"​ "​Русский Cевер 2016", запись Ч021, 14:00))
 +</​quote>​
оленеводство.1468488994.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)