Это старая версия документа.
По Терскому берегу около сел Тетрино, Кузомень и Чаваньга бродят лошади , полудикие, кормятся сами. Белые , иногда с пятнами (в Чаваньге такую называют Пятнышком). В стаде уже несколько поколений. Эти лошади , с одной стороны , создают неповторимый колорит этих мест, особенно когда медленно появляются в тумане-морянке , а с другой, много проблем.
История белых лошадей началась весной 1989 года , когда два предприимчивых председателя колхозов Варзуги и Чаваньги, Калюжин и Рейзвих, решили построить завод по производству колбасы. Породистые «мясные» лошади были закуплены в Якутии и летели самолетом до Мурманска.
14 апреля 1989 года на тракторах лошадей привезли в Чаваньгу. Проект строительства завода не осуществился , а предоставленные сами себе лошади разбрелись .Старый вожак выпихивает молодых жеребцов из стада , появляются и плодятся белые лошади в Тетрино, Кузомени. Пока неясно , будут ли когда-либо ими заниматься люди. 1)
Николай Александрович Клещёв рассказал нам о том, как он перевозил лошадей в Чаваньгу на тракторах из Оленницы2):
О.П.Да расскажи, как лошадей ты вёз.
Н.А.: А, этих, якутских-то? На тракторе!
– На тракторе?
Н.А.: Да, на санях с Оленницы, это отсюда, сколько километров, получается? 150? Из Оленницы до Умбы 50 километров.
– Оленница это ведь здесь?
Н.А.: Нет, Оленница от Умбы 60 км. Умба, вот здесь где-то Оленница, 60 км (рисует). Вот отсюда мы по берегу везли лошадей до Чаваньги, ну, до Тетрино, конечно. Вы видели лошадей-то?
– Да, к нам заходили.
Н.А.: Ну, они придут ещё. Вы только близко не подходите к ним, а то они могут укусить. Ну, они как полудети такие.
– А когда вы возили сюда лошадей?
Н.А.: Ну, это в 90-м году, наверное было, да их же много там по побережью там дальше наверх, штук 50 уже, привезли штук 17, они погибают постоянно. В первые года их много погибло очень. Их не кормят, чуть-чуть только.
– А как они?
Н.А.: Сами добывают.
См.также : Оленеводство