Оленеводство

Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX – начала XX века. После прихода к поморам народов, занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы), поморы переняли от них это искусство и стали его активно использовать.

Оленья упряжка

Вольский В.: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати, оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого, начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли, коми-ижемцы, печоры перешли на это, на Поной.

Собиратель: А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.

Вольский В.: Вот почему они с саамами не общались, я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются, это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми – это очень верующие люди, православные, вот они почему-то не знали, что с саамами, а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка, вот там было такое село, Ивановка, тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от колхоза.1)

Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки, вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям, нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.

Кожин Г.А.: Мясо испокон веков мы ели. Олени – это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские, кузоменские, в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов, ни, как бы, трактора были, но так – ничего, ни вездеходов, ничего, а сено надо было вывозить, вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане, кузомляне, забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили, дрова возили, а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно, везде выгодно их. В восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал, мы стадо отпустили… потом банкротство началось, вы знаете, просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.2)

Клещёв Н.А: А так в 1985 году было большое стадо … оленей держали. Олень же ездовой, ездили на них, возили… Олень это было транспортное средство. Раньше всё на них возили: сено, всё. Вот лошадь и олень, запрягут их и всё, и едут. Сани олень тащит, сани и… плетётся. Вы видели хоть оленя когда-нибудь? Запрягали его тоже как лошадь, ну тащит сзади санка и… и оленя также запрягали.3)

Работа с оленьим стадом не была лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей, чтобы они не разделили стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.

Собиратель: а вы стадо загоняли? А как это?

Абросимов Ю.П: как это? Ну, сначала находишь оленей, дикарей отгоняешь, выгоняешь из стада, и они уходят, бывает, что отстреливаешь, потому что они начинают стадо рвать, иногда с каждым диким оленем уходит по пятнадцать, по двадцать голов. Приходилось их отстреливать даже… Потом загоняли, здесь у нас загон был 4 километра. А так же было очень много рабочих оленей, ходили в упряжках, хлебоедки назывались. То есть передовых прикармливали солью, и они знали людей хорошо и не боялись, и они запускали стадо. Ну, надо было идти, прежде они к лету отходят, к осени надо было идти в стадо и разговаривать. Идёшь, говоришь, говоришь, говоишь, они вот речь слышат, и тихонько заходишь в стадо, а если так, нахрапом, как говориться, то они сразу уходят. Они прирученные и рабочие. То есть они ходили в упряжках, таскали сено… всё увозили на оленях…4)

Оленей могли продавать, дарить и т.д. Например одной жительнице, когда она родила третью дочь, папа подарил оленя «пыжика». В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году.

Клещёва Е.Г: Папа, когда я дочку родила, третью, дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей, там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики», как называется, подарил, что она родилась, и подарил, этого «пыжика» ну, как его, в подарок, как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.5)

Оленеводство прекратилось в 90-е годы. Пришла цивилизация и олени стали не нужны. За оленями следили всё меньше и они постепенно ушли в леса.

Собиратель: а что с оленями то случилось?

В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями, потихоньку съели (смеётся). Их же, в своё время, помню, что загоняли, изгороди ставили, загоняли, пересчитывали, клеймили, а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали, ушли куда-то, может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче, наверное.6)

Собиратель: а почему их не стало?

Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла, вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленей, остальные и разбежались.7)

На данный момент в месте под названием «Сосновка» возобновлён оленеводческий промысел. Там имеется, по словам местных жителей, около 15000 оленей. Оленей забивают на мясо, а также получают шкуры (так называемые постели) и рога.

Кожин Г.А: А вот в Сосновке у нас, она как бы тоже к нашему колхозу относится, ну как объединение, завхоз, там щас оленеводством занимаются, оленеводчеством. Ребята работали, ну те , кто ещё не пенсионеры, там, заборы ставили… были свои олени… некому заниматься, народу нет, всё.

Кожин Г.А: Щас у нас все перекинулись на Сосновку… Щас у нас оленеводство будет, заниматься будем полным… ну, конкретно оленеводство будет… И, будем заниматься оленеводством. Их там я не знаю сколько… тыщ 15 наверное… оленей.

Собиратель: А что их.. на что… что с ними делать?

Кожин Г.А: С ними то? На мясо, ну не все, конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают, скупают, рога скупают, я не знаю, зачем им эти рога, просто вот такими кусочками их скупают (показывает), пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные, олении, ну, лося то нельзя стрелять то у нас… 8)

Также в Чаваньге тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются стадом два человека, преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается

Собиратель: Оленеводство – это в Сосновке?

Клещёва В.А: Нет, у нас как бы здесь тоже есть, но оно как бы далеко здесь это, от района, от села… Ну, как бы зимой в основном у нас они.

Собиратель: А кто занимается оленеводством?

Клещёва В.А: Колхоз Есть у нас два человека… Это Пётр Алексеевич Кожин и Семенихин Антон Михайлович. Занимаются они в основном зимой. Потому что иначе там не добраться никак… там же болота. Стадо у нас наверное числится наверное… штук две тысячи голов. Ну, мы их на мясо в основном. У нас мясо на продажу так не идёт, мы его колхозникам продаём и всё. Ну мы немного бьём.

Собиратель: Но вообще в планах это есть? Организовать продажу мяса, оленины?

Клещёва В.А: Ну… наверное нет. Потому что там в основном щас будут заниматься в Сосновке.

Собиратель: А что с этим стадом?

Клещёва В.А: Ну, оно уже полудикое такое… ну не знаю, что там будет. Ну что там руководство решит. Пока бегает.9)

1) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч010, 16:00
2) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч012, 10:00
3) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч013, 15:00
4) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч015, 15:00
5) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч001, 16:00
6) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч010, 16:30
7) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч015, 15:30
8) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч012, 11:00
9) Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч021, 14:00