====Свадьба====
===Свадебный обряд===
==Сватавство==
Свадебный обряд начинался со сватовства. Кто-то из родственников жениха приезжал в дом невесты и просил руки девушки. Вероятно, обговаривались условия заключения брака, приданное, которое давали за невестой, возможности жениха обеспечить семью.
Раньше было: если ты, парень, облюбовал девчонку в Варзуге, или в Кузамени, или в Тетрино, то по старому обычаю приезжали на оленях и сватали девушку. Если она соглашалась (ну, как правило, соглашались). Не как на Кавказе, никто никого не крал, а предлагали, и она выходила замуж.
Иногда сосватать девушку мог сам жених.
Сватали же, ездили в соседние деревни. У нас мама (Мама из Архангельска), они с папой познакомились, когда она на судне поваром ходила. Отправляли молодежь, как они рыбачили, сюда, на колхоз. Вот они с папой на какой-то перевозке рыбы познакомились. И он потом приехал просить руки, засватал там, привез.
==Гуляния==
Во времена [[:колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]] свадьбу в Чаваньге играли два дня, играли в конторе. Молодые с немногими гостями отправлялись в сельский совет, расписываться, откуда пешком шли в контору, где их встречали с [[:праздничная_выпечка|караваем]], особым свадебным хлебом. Молодые, по обычаю, ""откушивали"" каравая.
Свадьба была важным происшествием для всей деревни, поэтому в действе участвовал почти каждый. ""Свадьбу собирали всей деревней. Вся деревня гуляла"",- вспоминает Клещёв Иван Александрович.
На праздники всегда гостей приглашали. В этой комнате раздвигался стол. И полностью, вот так вот, все приходили и полная комната была.
На свадьбе вспоминали и пели старинные песни.
==Венчание==
До начала [[:церкви_в_селе_чаваньга|репрессий и гонений на церковь]] в 1920-ых годах одним из важнейших элементов чаваньгской свадьбы было венчание. Венчались, видимо, в старой церкви, посвященной архангелу Михаилу. Жениху и невесте дарили венчальные иконы.
[{{ :img_2841.jpg?200|Венчальная икона Божьей Матери, подаренная родителям [[люди:кожина_евгения_григорьевна|Е.Г. Клещёвой]]}}]
===Свадебный костюм===
Описаний традиционного свадебного костюма в Чаваньге не сохранилось. Вспоминают разве что наряд невесты с "комсомольской свадьбы":
На свадьбу платьишки. У нас на истории свадьбы было такое: тети-Женину помню свадьбу. Вот она была в белом платье. Что-то больше не помню ничего такого. Я знаю, что у них в конторе была комсомольская свадьба, вот она была в белом платье. Выходили замуж, но невест не помню.
===Свадебный стол===
На свадьбу в Чаваньге устраивали настоящее застолье.
Да девчонки, все просто было, даже праздники! Вот кулебяки с рыбой ставились на стол, ставилась рыба с печки, просто была картошка, каша, бражка. Пироги, пироги, естественно: ягодники, плюшки.
О, чего только не было! Всё было! Ой, такой стол был! Если оценить, так по тому времени, по 85-ому году, если взять то, что сейчас в ресторане играют – у нас стол богаче было! У нас и рыба, и мясо, всё было.
Пекли специальный свадебный хлеб, каравай, которым благословляли молодоженов. Представлял из себя круглый пышный пирог, украшенный бороздкой по краям.
Варили бражку, местный алкогольный напиток.
===Приметы, связанные со свадьбой===
Существует ряд примет, связанных со свадебным обрядом. Свадьба - событие, влияющее на всю последующую жизнь человека, поэтому свадебные приметы также касаются всего жизненного пути семьи.
На свадьбу нельзя дарить зеркала, ""наверное, жизнь коротка будет""-,говорит Евгения Александровна Клещёва.
В записях экспедиции 2004 года было упомянуто втыкание иголок в свадебное платье, ""чтоб не расстались, или чтоб порчу не навели"".
Также Иван Александрович Клещев упомянул примету о том, что чем проще каравай - тем дольше жизнь будет.
===Браки между деревнями===
Люди из соседних сёл Терского берега часто заключали браки между собой.
Переезжала (невеста) уже из одного села в другое. И так было испокон веку. Типа кровосмешения не было, так сказать. Иногда по любви, иногда просто, ну, так сказать.
Молодежь из Чаваньги, Варзуги, Тетрино, Чапамы, Кузомени имела множество возможностей для знакомства. Многие вместе учились, работали в колхозе. Чаще всего молодых сближало общее дело, работа бок о бок.
А с мамой они познакомились там, на Мурмонском берегу. У нас же были свои суда в колхозе тогда еще. И вот у нас молодежь ездила в Мурманск, туда на судах плавали они зимой. И там встречались. Там и свадьбы. Из Тетрино, из Чапамы приезжали, так что было с кем знакомиться и где знакомиться.
В интернате мы учились. Интернат-то у нас был тоже со всех сел Терского берега, там и Чапама, и Тетрино. Так что мы друг друга все знаем вдоль Терского берега, ну не всех, но местных-то знаем хорошо, и родителей, и детей, и когда был кто приезжий. У нас и много молодежи приезжало. Посылали то в клуб работника, то на ГМС всегда молодежь приезжала, там человек пять работало. Как-то менялся состав, приезжали люди. Девчонок было много, тоже замуж повыходили. Или девчонок сюда присылали на почту, или в медпункт. За наших парней повыходили замуж.
===Современный свадебный обряд===
Свадебный обряд в Чаваньге, прошедший через эпоху советского времени, претерпел сильные изменения и сейчас почти не соблюдается в деревне. Поколение, выросшее при колхозе, в основном, вспоминает, что молодожены расписывались, собирали гостей за стол.
А здесь свадеб-то не было. Я тоже пришла, не было таких свадеб. Вот сходят там: зарегистрируются, запишутся, но как не регистрация называлась, а "записались". Да вот собрались, гостей позвали, да бражки навалили, так вот и пьют. Но, а там кто песни старинные знает. Так вот.