===== Скот =====
[{{ :коровы.jpg?300|Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны|}}]Все жители Чаваньги вспоминают колхозные времена, когда в каждом дворе была корова, овцы и олени. Свиней и коз здесь не держали.
С: Надежда Васильевна, а вот в таком достатке сколько домов? Сколько семей вот жили в таком достатке? То есть, коровы, нетель, овцы, олени…
- Все почти.
- Почти все.
- Все в деревне так жили. Единицы людей, у кого коровы не было, единицы .
- У всех почти было так.
С: Так, ну что?
- Даже женщины-вдовы без мужика были, и то коров содержали.
- Коров содержали и овец. Вот у нас умерла вот здесь соседка. Год, как умерла. Они вот самые последние с овцАми расстались. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч018))
[{{:ловят_телёнка.jpg?200|Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны}}]В колхозном стаде было больше тридцати коров. Имена давали разные: Травка, Ягодка, Липа, Радость, Радуга, Звёздочка. Быков называли по фамилии хозяина. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч037)) Пасли коров далеко, за 7-10 километров от деревни. Уходили за ручей Ромбач в тетринскую сторону или на Могилевский носок.
Колхозное стадо утром доили и отправили... ну как, на погоде, травку кушали, что да...За семь километров, не за десять - сочинила, за семь, там вот мыс такой выступает - Могиль...Могилевский носок. Пастушья избушка там. И вот там домик маленький такой, как банькя, там печка стояла и вот мы стерегли, чтоб они в деревню не возвращались. До пригона, утром выходили и вечером возвращались... И каждый день. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч011))
Сено для коров и овец заготавливали все лето. Косили на пожнях в окрестностях деревни или рядом с тонями. На каждую семью до колхозных времен была своя пожня, поэтому назывались они по фамилиям - Семенихина, Пашихина. В колхозные времена были пожни Становая и курья. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч033)) По дороге на сенокос нарывали березовых и рябиновых веников, которые зимой запаривали и кормили коров и овец. Сено сушили на большом поченье, а веники на повети.
С: А больщое поченье было под сено?
- Под сено.
- ПовЕть. Это – повЕть. Оно – поветь везде. Знаете, вон там, у новгородских на поветь сделан взвоз, знаете? Лошадь заходит. У нас это всё же в таких, более… В уменьшённом размере. Говорят так, там-то люди. Сено тоже туда забивали всё.
- Там сено мы не хранили, там только веники. Рябиновые и берёзовые веники.
С: Веники для бани?
- Они для скота. В печки заваривали, чугуны были такие, или коровы. Это как еда.
- Кормить корову.
- А вот это ушат такой, это для воды, а специально были ушаты, знаете, такие белые, некрашенные, для коровы. Приносили в дом из русской печки, большие были такие, огромные чугунЫ, и вот эти веники ветками ломали, наливали воды, ставили в русскую печь…
- Запаривали.
- Запаривали до вечера. Вынимали, сливали и несли коровам, та еда была зимой. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч018))
Еще коров кормили рыбой пинагором:
Пинахбор – он же, он на 80 процентов из воды же состоит-то, а у него же ни запаха, ничего нету, его подсаливаешь, и все, и соли да. Соленого, тута, приезжали они, забирали, увозили туда и коровам…И никакого запаха у молока. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч013))
[{{ :доярки.jpg?300|Доярки. Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны}}]Все чаваньжане хвалят молоко, которое получали от коров. Из него делали сливки, масло творог, из творога варили сыр. Все это шло на продажу в другие села. Зимой коров забивали на мясо, так что в магазине покупать ничего не надо было, только муку, сахар и крупу, все остальное было свое.
В Умбу отправляли творог, молоко, сметану отсюда – изумительная было, восемьдесят процентов жирности было. – Восемьдесят? – Да, восемьдесят процентов жирности было. – Почти как масло… – Это самое натуральное было… Сметану-то брали вообще, творог-то брали – у нас вообще жир, жир один. У нас Галя-то даже подменяла доярку-то, иногда просили ее, сметана шла – один жир, она сама подменяла. Я приходил, ей помогал, там вообще изумительно Ч013
После Воздвижения (27 сентября) коров уже не выпускали. Загоняли в хлев и оставляли их там до весны.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч036))
С овцами работы было меньше, летом их перевозили на лодках на другой берег реки и оставляли там пастись. Помечали их кейкалами или тряпочками.
А овцы на лету увезем за реку, медведя не было. Овцы ходят. Увезем в мае их, да это, в сентябре их домой, оттуда перегоням домой. - Там поле? – Не, так они. Дак поле, у моря ходят да все. Они-то ходят да ходят да все. Какой ветер – они и бежат. А мы если здесь когда, дак мы сходим, их посмотрим – все? – все, их острижем, шерсть да. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч016, 43:14))
Рассказывают, что овец перестали перевозить за реку после того, как не досчитались шестидесяти овец. Говорят, что к тому берегу подошло какое-то судно и разом забило полстада. После этого с каждым годом количество овец сокращалось. Молодежь уезжала из деревни, а женщинам было не по силам заготовить достаточное количество сена, и овец забивали. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч033))
Сейчас в селе не осталось ни овец, ни коров, о чем все жители очень жалеют.