===== Похороны===== ====Кладбище==== Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "новым". Это уже третье место захоронения в истории села. {{ :p1660423.jpg?300|}} По воспоминаниям жителей, самое древнее кладбище когда-то находилось недалеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. Второе по времени создания, так называемое "Старое" сельское кладбище располагалось возле [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно [[река_чаваньга|реке Чаваньга]]. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали: -- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова. ====Похоронный обряд==== После смерти, тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное: специальную чистую одежду, которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее. -- А что за смертные узелки? -- Ну там, бельишко, одежду какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч033, 44:01-44:43)) После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой, набитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы, кроме нательного креста и налобной повязки. До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили, эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. -- Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:38-24:02)) На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. Похоронить своих родственников жители стараются на сельском кладбище, даже если умерли они за сотни километров отсюда. **//Вынесенные морем покойники//** Не всегда море приносит на берег, тех кого забрало. Когда же все таки на берег выносит тела, чаваньжане стараются похоронить и поминать их со всеми почестями. Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех, кого море так и не вернуло. -- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемся, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:20-04:00)) ====Поминальный обряд==== На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом, -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон также поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.). В течении года чаваньжане приходят на могилы на [[пасха|Пасхальной неделе]], на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. ([[люди:отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай).