Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/18 16:32] zosimova |
церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/18 22:47] admin [Икона Трёх Святителей] |
||
---|---|---|---|
Строка 4: | Строка 4: | ||
==== Церковь Михаила Архангела ==== | ==== Церковь Михаила Архангела ==== | ||
- | [{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?300|Михайловская церковь, 2016 г.}}] | + | [{{:церковь_клуб.jpg?300 |Здание Михайловской церкви в 50--е годы }}] |
В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010, с. 120.)). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья -- на колокольне, примыкающей к зданию храма. (Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах). | В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010, с. 120.)). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья -- на колокольне, примыкающей к зданию храма. (Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах). | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX -- начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова., История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"Мученики XX века"., Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции., Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина)., Мурманск-Санкт-Петербург, 2014, с. 253.)) | В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX -- начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова., История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"Мученики XX века"., Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции., Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина)., Мурманск-Санкт-Петербург, 2014, с. 253.)) | ||
- | В 1937 году церковь закрыли, с церкви сняли крест, а здание было передано "под культурные нужды". (На церковном сходе из 120 человек только 15 человек проголосовали против). В одной половине был клуб, в другой -- библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода. | + | В 1937 году Михайловскую церковголосовали закрыли, с церкви сняли крест, а здание было передано "под культурные нужды". (На церковном сходе 120 человек проголосовало за то, чтобы отдать здание под церковные нужды и только 15 человек проголосовали против). В одной половине был клуб, в другой -- библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода. |
В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты, дети читали стихи. | В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты, дети читали стихи. | ||
+ | |||
+ | В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка., Умба, 2005, с 24.)) | ||
После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры. | После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры. | ||
- | В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка., Умба, 2005, с 24.)) | + | Здание позже разобрали, ссылаясь на то, что оно обветшало. Но подгнили только венцы. А брёвна, когда постройку разбирали, на срезах "были желтые как репа". |
==== Современное здание церкви ==== | ==== Современное здание церкви ==== | ||
+ | [{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?300|Новая Михайловская церковь, 2016 г.}}] | ||
Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("рыбаками" - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин)., Жития новомучеников Кольского севера., СПб -- Мурманск, 2011, с. 43.)) | Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("рыбаками" - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин)., Жития новомучеников Кольского севера., СПб -- Мурманск, 2011, с. 43.)) | ||
Строка 34: | Строка 37: | ||
==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== | ==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== | ||
- | [{{:церковь_клуб.jpg?300 |Здание Крещенской церкви в 50--е годы }}][{{ :бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?300|Бывшое здание Крещенской церкви в 2016 г.}}] | + | [{{ :бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?300|Бывшое здание Крещенской церкви в 2016 г.}}] |
В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников, приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. | В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников, приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. | ||