Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/17 18:11] nemtsova [Крещенская (Богоявленская) церковь] |
церкви_в_селе_чаваньга [2016/07/18 22:47] admin [Икона Трёх Святителей] |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
===== Церкви в селе Чаваньга ===== | ===== Церкви в селе Чаваньга ===== | ||
- | С. Максимов в книге "Год на севере", описывающей его путешествие по Терскому берегу, пишет, что в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья. Умба, 2010; стр. 120)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь. | + | С. Максимов в книге "Год на севере", описывающей его путешествие по Терскому берегу, пишет, что в 1856 г. в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья., Умба, 2010, с. 120.)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь. |
==== Церковь Михаила Архангела ==== | ==== Церковь Михаила Архангела ==== | ||
- | [{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?300|Михайловская церковь, 2016 г.}}] | + | [{{:церковь_клуб.jpg?300 |Здание Михайловской церкви в 50--е годы }}] |
- | В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010-120 с.)). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья -- на колокольне, примыкающей к зданию храма. Иконостас -- трехъярусный, с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса, имели серебряный оклад. | + | В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010, с. 120.)). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья -- на колокольне, примыкающей к зданию храма. (Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах). |
+ | |||
+ | Иконостас -- трехъярусный, с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса, имели серебряный оклад.((Архив экспедиции ГБОУ "Лицея №1553 имени В. И. Вернадского" "Русский Север 2016", запись Ч009, 35:55-41:16)) | ||
В церкви было два престольных праздника: 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила). | В церкви было два престольных праздника: 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила). | ||
- | Церковь была освящена в честь Михаила Архангела, так как к первому Михайлову дню моряки возвращались домой с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]]. | + | Церковь была освящена в честь Михаила Архангела, так как к первому Михайлову дню рыбаки возвращались с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]]. |
- | В 1937 году с церкви сняли крест, а здание переоборудовали под жилое. В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка/Умба,2005 г.-24 с.)) | ||
+ | ==== Икона Трёх Святителей ==== | ||
- | === Икона Трёх Святителей === | + | В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX -- начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова., История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"Мученики XX века"., Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции., Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина)., Мурманск-Санкт-Петербург, 2014, с. 253.)) |
- | В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"Мученики XX века". Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции. Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина).-Мурманск-Санкт-Петербург:Ладан, 2014.-253 стр.)) | + | В 1937 году Михайловскую церковголосовали закрыли, с церкви сняли крест, а здание было передано "под культурные нужды". (На церковном сходе 120 человек проголосовало за то, чтобы отдать здание под церковные нужды и только 15 человек проголосовали против). В одной половине был клуб, в другой -- библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода. |
- | === Современное здание церкви === | + | |
+ | В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты, дети читали стихи. | ||
- | Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("рыбаками" - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин). Жития новомучеников Кольского севера. СПб -- Мурманск, "Ладан", 2011; стр. 43)). | + | В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка., Умба, 2005, с 24.)) |
+ | |||
+ | После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры. | ||
+ | |||
+ | Здание позже разобрали, ссылаясь на то, что оно обветшало. Но подгнили только венцы. А брёвна, когда постройку разбирали, на срезах "были желтые как репа". | ||
+ | |||
+ | ==== Современное здание церкви ==== | ||
+ | [{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?300|Новая Михайловская церковь, 2016 г.}}] | ||
+ | Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("рыбаками" - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин)., Жития новомучеников Кольского севера., СПб -- Мурманск, 2011, с. 43.)) | ||
Строка 27: | Строка 37: | ||
==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== | ==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== | ||
- | [{{:церковь_клуб.jpg?300 |Здание Крещенской церкви в 50--е годы }}][{{ :бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?300|Бывшое здание крещенской церкви в 2016 г.}}] | + | [{{ :бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?300|Бывшое здание Крещенской церкви в 2016 г.}}] |
В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников, приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. | В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Фёдор Стрелков и священник Назарий Свинцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада кузоменских плотников, приглашённая жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. | ||
Строка 33: | Строка 43: | ||
По воспоминаниям жителей, в 1937 году иконостас, иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В этом же году церковь переоборудовали в клуб. | По воспоминаниям жителей, в 1937 году иконостас, иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В этом же году церковь переоборудовали в клуб. | ||
+ | |||
+ | Во время войны в церкви жили рабочие, строящие запасной аэродром в верховьях Чаваньги. | ||
В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт, здание не эксплуатируется. | В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт, здание не эксплуатируется. | ||
- | ==== Священство и церковный приход села ==== | + | ==== Священство и церковный приход села ==== |
- | В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), с просьбой организовать отдельный приход, так как жители села Тетрино не отпускал к ним своего священника. Священник, приписанный к Чаваньгскому приходу, покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет.В переписи населения за 1928 год его уже нет.Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания церкви национализировали. Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:отец_василий_вольский|Отца Василия]], староста, в 1922 г., собрал двадцать подписей. Здание церкви вернули селу в аренду.Ежегодный ремонт, отсутствие пропаганды религии среди молодёжи- условия, при которых жителям Чаваньги дали ползоваться зданием. В 1932 году Петр Андреевич умер в возрасте пятидесяти шести лет. | + | В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), с просьбой организовать отдельный приход, так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания церкви национализировали. Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:отец_василий_вольский|Отца Василия]], староста, в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему, не должно быть никакой религиозной агитации, не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п.. |