Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
похороны [2016/07/18 12:59] vlasova |
похороны [2016/07/18 13:15] vlasova |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
===== Похороны===== | ===== Похороны===== | ||
- | ===Кладбище=== | + | ====Кладбище==== |
Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "новым". Это уже третье место захоронения в истории села. | Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "новым". Это уже третье место захоронения в истории села. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
- | После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой, набитой соломой или стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы кроме нательного креста и налобной повязки. | + | После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой, набитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы кроме нательного креста и налобной повязки. |
- | До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. | + | До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. |
- | 23.38 Ч001 Там если, раньше старушки были. Старушки молитву прочитают, покадят или что-то такое. | + | <quote Клещёва Евгения Григорьевна>Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:38-24:02))</quote> |
- | + | ||
- | <quote Клещёва Евгения Григорьевна>Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.</quote> | + | |
На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. | На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. | ||
Строка 33: | Строка 31: | ||
Похоронить своих родственников, жители стараются на сельском кладбище, даже если умерли они за сотни километров от сюда. | Похоронить своих родственников, жители стараются на сельском кладбище, даже если умерли они за сотни километров от сюда. | ||
- | ==Вынесенные морем покойники== | + | **//Вынесенные морем покойники//** |
Не всегда море приносит на берег тех кого забрало. Когда же все таки на берег приносит тела, чаваньжане стараются похоронить и поминать их со всеми почестями. | Не всегда море приносит на берег тех кого забрало. Когда же все таки на берег приносит тела, чаваньжане стараются похоронить и поминать их со всеми почестями. | ||
Строка 39: | Строка 37: | ||
Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех кого море так и не вернуло. | Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех кого море так и не вернуло. | ||
- | 03.20 Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. | + | <quote Баранник Анна Яковлевна>Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:20-04:00))</quote> |
- | ч011 Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. | + | |
====Поминальный обряд==== | ====Поминальный обряд==== | ||
- | На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу члены семьи умершего готовят кутью: рисовую кашу с изюмом, -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон так же поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память о усопшем (блюдца и т.д.) | + | На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом, -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон так же поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.) |
- | В течении года чаваньжане приходят на могилы в поминальный день, на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. ([[люди:отец_василий_вольский|батюшка]] не одобряет этот обычай). | + | В течении года чаваньжане приходят на могилы на Пасхальной неделе, на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. ([[люди:отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). |