Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оленеводство

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
Следующая версия Следующая версия справа и слева
оленеводство [2016/07/15 18:46]
nikanorov
оленеводство [2016/07/17 10:28]
fedorova
Строка 1: Строка 1:
 ===== Оленеводство ===== ===== Оленеводство =====
-//См. также: [[оленеводство_цитаты|Оленеводство (цитаты из интервью)]]//​ 
  
 Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них это искусство. Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них это искусство.
  
-<​quote>​[[отец_василий_вольский|Вольский В]]А, кстати, вот этот максимовский дом, до советской власти, ​у них в деревне был единственный ​коньУникальность вот этого, ​единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве.+[{{ :рисунок_16_.jpg?​nolink&​500|Оленья упряжка}}]
  
-Собиратель: Ну, значит,​ это… ну оленей ​держалиовец держали, коров держали+<​quote>​[[люди:отецасилий_вольский|Вольский В.]]: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.
- +
-Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.+
  
 Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.
  
-Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].+Вольский В.: Вот почему они с саамами не общалисья не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми ​-- это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].
  
 Собиратель:​ И к саамам?​ Собиратель:​ И к саамам?​
  
-Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.</​quote>​+Вольский В.: И к саамами к коми-ижемцам.</​quote>​
  
-Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Так же их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленее мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.+Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.
 <​quote>​ <​quote>​
-Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но такничего , ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их.+Кожин Г.А.: Мясо испокон веков мы ели. Олени ​-- это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но так ​-- ничего,​ ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их.
  
 Собиратель:​ А они, ну, лучше лошадей?​ Собиратель:​ А они, ну, лучше лошадей?​
  
-Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал,​ с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.+Кожин Г.А.: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал,​ с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.
 </​quote>​ </​quote>​
  
Строка 50: Строка 47:
 <​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​ <​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​
  
-[[абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: оленей было в колхозе много, да.+[[люди:абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: оленей было в колхозе много, да.
  
 Собиратель:​ а когда их всех, ну…? Собиратель:​ а когда их всех, ну…?
Строка 67: Строка 64:
 Оленей могли продавать,​ дарить и т.д. Например одной жительнице,​ когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году. Оленей могли продавать,​ дарить и т.д. Например одной жительнице,​ когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году.
  
-<​quote>​[[евгения_григорьевна_клещёва_кожина|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родила,​ третью,​ дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась,​ и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.+<​quote>​[[люди:клещёва_е_г|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родила,​ третью,​ дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась,​ и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.
 </​quote>​ </​quote>​
  
оленеводство.txt · Последние изменения: 2022/10/30 01:28 (внешнее изменение)