Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
оленеводство [2016/07/15 12:50] rylnikov |
оленеводство [2016/07/16 20:03] egorov |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
===== Оленеводство ===== | ===== Оленеводство ===== | ||
- | Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов, занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы), поморы переняли от них искусство оленеводства. | + | Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов, занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы), поморы переняли от них это искусство. |
- | <quote>Вольский В: А, кстати, вот этот максимовский дом, до советской власти, у них в деревне был единственный конь. Уникальность вот этого, единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве. | + | [{{ :рисунок_16_.jpg?nolink&500|Оленья упряжка}}] |
- | Собиратель: Ну, значит, это… ну оленей держали, овец держали, коров держали? | + | <quote>[[люди:отец_василий_вольский|Вольский В.]]: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати, оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого, начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли, коми-ижемцы, печоры перешли на это, на Поной. |
- | + | ||
- | Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати, оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого, начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли, коми-ижемцы, печоры перешли на это, на Поной. | + | |
Собиратель: А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. | Собиратель: А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. | ||
- | Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются, это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные, вот они почему-то не знали, что с саамами, а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка, вот там было такое село, Ивановка, тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]]. | + | Вольский В.: Вот почему они с саамами не общались, я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются, это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми -- это очень верующие люди, православные, вот они почему-то не знали, что с саамами, а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка, вот там было такое село, Ивановка, тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]]. |
Собиратель: И к саамам? | Собиратель: И к саамам? | ||
- | Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.</quote> | + | Вольский В.: И к саамам, и к коми-ижемцам.</quote> |
- | Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки, вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Так же их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям, нежели лошади. К тому же оленее мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно. | + | Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки, вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям, нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно. |
<quote> | <quote> | ||
- | Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские, кузоменские, в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов, ни, как бы, трактора были, но так, ничего , ни вездеходов, ничего, а сено надо было вывозить, вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане, кузомляне, забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили, дрова возили, а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно, везде выгодно их. | + | Кожин Г.А.: Мясо испокон веков мы ели. Олени -- это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские, кузоменские, в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов, ни, как бы, трактора были, но так -- ничего, ни вездеходов, ничего, а сено надо было вывозить, вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане, кузомляне, забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили, дрова возили, а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно, везде выгодно их. |
Собиратель: А они, ну, лучше лошадей? | Собиратель: А они, ну, лучше лошадей? | ||
- | Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал, с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал, мы стадо отпустили… потом банкротство началось, вы знаете, просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало. | + | Кожин Г.А.: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал, с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал, мы стадо отпустили… потом банкротство началось, вы знаете, просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало. |
</quote> | </quote> | ||
Строка 49: | Строка 47: | ||
<quote>Собиратель: раньше же было тут много оленей? | <quote>Собиратель: раньше же было тут много оленей? | ||
- | Абросимов Ю.П: оленей было в колхозе много, да. | + | [[люди:абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: оленей было в колхозе много, да. |
Собиратель: а когда их всех, ну…? | Собиратель: а когда их всех, ну…? | ||
Строка 66: | Строка 64: | ||
Оленей могли продавать, дарить и т.д. Например одной жительнице, когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "пыжика". В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году. | Оленей могли продавать, дарить и т.д. Например одной жительнице, когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "пыжика". В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году. | ||
- | <quote>Клещёва Е.Г: Папа, когда я дочку родила, третью, дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей, там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики», как называется, подарил, что она родилась, и подарил, этого «пыжика» ну, как его, в подарок, как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо. | + | <quote>[[клещёва_кожина_евгения_григорьевна|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родила, третью, дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей, там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики», как называется, подарил, что она родилась, и подарил, этого «пыжика» ну, как его, в подарок, как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо. |
</quote> | </quote> | ||
Строка 101: | Строка 99: | ||
</quote> | </quote> | ||
- | Также в Чаваньге тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются стадом два человека, преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается | + | Также в [[чаваньга|Чаваньге]] тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются стадом два человека, преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается |
<quote>Собиратель: Оленеводство – это в Сосновке? | <quote>Собиратель: Оленеводство – это в Сосновке? | ||
Строка 109: | Строка 107: | ||
Собиратель: А кто занимается оленеводством? | Собиратель: А кто занимается оленеводством? | ||
- | Клещёва В.А: Колхоз занимается им… | + | Клещёва В.А: [[колхоз_беломорский_рыбак|Колхоз]] занимается им… |
Собиратель: то есть нет определённого человека, который занимается этим? | Собиратель: то есть нет определённого человека, который занимается этим? |