Инструменты пользователя

Инструменты сайта


оленеводство

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
Следующая версия Следующая версия справа и слева
оленеводство [2016/07/14 12:28]
rylnikov создано
оленеводство [2016/07/17 10:28]
fedorova
Строка 1: Строка 1:
-Олени играли важную роль в хозяйстве поморов начиная с конца 19-ого, начала 20-ого века. После прихода к поморам народов,​ занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы),​ поморы переняли от них искусство оленеводства.+===== Оленеводство ​=====
  
-<​quote>​Вольский В: А, кстативот этот максимовский дом, до советской власти, у них в деревне был единственный конь. Уникальность вот ​этого, единственный конь был в деревне. В их частном хозяйстве.+Олени ​играли важную роль в хозяйстве поморов начиная ​с конца XIX -- начала XX века. После прихода к поморам народов, занимавшихся оленеводством (таких как коми-ижемцы), поморы переняли от них это искусство.
  
-Собиратель:​ Ну, значит, это… ну оленей держали, овец держали, ​коров держали?+[{{ :рисунок_16_.jpg?​nolink&​500|Оленья упряжка}}]
  
-Вольский В: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начала двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.+<​quote>​[[люди:​отец_василий_вольский|Вольский В.]]: Да, олени, олени… да олени были, олени не у всех были, и, кстати,​ оленями поморы начали заниматься только в конце девятнадцатого,​ начале двадцатого века, только тогда, когда коми пришли,​ коми-ижемцы,​ печоры перешли на это, на Поной.
  
 Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы. Собиратель:​ А почему они не брали у этих … (перебивание) саамы.
  
-Вольский В: Вот почему они с саамами не общались я не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми - это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от колхоза.+Вольский В.: Вот почему они с саамами не общалисья не знаю. Саамы же язычниками были, они и до сих пор такими остаются,​ это же колдуны были страшной степени. Вот… а коми ​-- это очень верующие люди, православные,​ вот они почему-то не знали, что с саамами,​ а от коми переняли оленеводство. Даже мой дедушка,​ вот там было такое село, Ивановка,​ тоже коми были, сейчас уже нет этого села, и вот он даже за оленям туда ездил от [[колхоз_беломорский_рыбак|колхоза]].
  
 Собиратель:​ И к саамам?​ Собиратель:​ И к саамам?​
  
-Вольский В: И к саамам и к коми-ижемцам.</​quote>​+Вольский В.: И к саамами к коми-ижемцам.</​quote>​
  
-Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Так же их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленее мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.+Олени использовались поморами в основном как транспорт. Их запрягали в упряжки,​ вместо лошадей. На них возили сено, дрова и т.п. Также их употребляли в пищу. Олени оказались более приспособленными к северным условиям,​ нежели лошади. К тому же оленье мясо высоко ценилось и разводить оленей было выгодно.
 <​quote>​ <​quote>​
-Кожин Г.А: Мясо испокон веков мы ели. Олени это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но такничего , ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их.+Кожин Г.А.: Мясо испокон веков мы ели. Олени ​-- это ж мясо. У нас же свои олени были, даже частные олени были. Где-то около 600 голов… Вот в каждой деревне были: в Варзуге были олени, ну, они как бы варзушские,​ кузоменские,​ в нашем стане вот здесь вот ходили. Раньше не было ни снегоходов,​ ни, как бы, трактора были, но так ​-- ничего,​ ни вездеходов,​ ничего,​ а сено надо было вывозить,​ вот, время подходит и их загоняешь в загон, приезжают варзужане,​ кузомляне,​ забирают они ж своих оленей и вот на них сено возили,​ дрова возили,​ а щас вот зачем они? А в Сосновке как бы на мясо… выгодно,​ везде выгодно их.
  
 Собиратель:​ А они, ну, лучше лошадей?​ Собиратель:​ А они, ну, лучше лошадей?​
  
-Кожин Г.А: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал,​ с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.+Кожин Г.А.: Я не знаю, я с лошадьми не работал… с оленями работал,​ с лошадьми нет… в восемьдесят четвёртом-восемьдесят пятом работал на олене. Всё, больше я не работал,​ мы стадо отпустили… потом банкротство началось,​ вы знаете,​ просто никому уже, после перестроек ничего это не надо стало.
 </​quote>​ </​quote>​
  
Строка 43: Строка 43:
 Клещёв Н.А: щас у всех «бураны» снегоходы…</​quote>​ Клещёв Н.А: щас у всех «бураны» снегоходы…</​quote>​
  
-Работа с оленьим стадом была ​не лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей,​ чтобы они не разделили стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.+Работа с оленьим стадом ​не была лёгкой. Приходилось отстреливать диких оленей,​ чтобы они не разделили стадо на части и не увели оленей в лес. Оленей загоняли в специальный пригон.
  
 <​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​ <​quote>​Собиратель:​ раньше же было тут много оленей?​
  
-Абросимов Ю.П: оленей было в колхозе много, да.+[[люди:​абросимов_юрий_петрович|Абросимов Ю.П]]: оленей было в колхозе много, да.
  
 Собиратель:​ а когда их всех, ну…? Собиратель:​ а когда их всех, ну…?
Строка 62: Строка 62:
 </​quote>​ </​quote>​
  
 +Оленей могли продавать,​ дарить и т.д. Например одной жительнице,​ когда она родила третью дочь, папа подарил оленя "​пыжика"​. В Чаваньге насчитывалось около 600 оленей в 1985 году.
  
 +<​quote>​[[люди:​клещёва_е_г|Клещёва Е.Г]]: Папа, когда я дочку родила,​ третью,​ дочку так… папа мой… были свои олени… и потом, от своих оленей,​ там пыло… пыже… так какой… а, «пыжики»,​ как называется,​ подарил,​ что она родилась,​ и подарил,​ этого «пыжика» ну, как его, в подарок,​ как бы. Ну, потом стали забивать оленей и её забили на мясо.
 +</​quote>​
  
 +Оленеводство прекратилось в 90-е годы. Пришла цивилизация и олени стали не нужны. За оленями следили всё меньше и они постепенно ушли в леса. ​
 +<​quote>​
 +Собиратель:​ а что с оленями то случилось?​
  
 +В.В: Да… я и не знаю, чё с оленями,​ потихоньку съели (смеётся). Их же, в своё время, помню, что загоняли,​ изгороди ставили,​ загоняли,​ пересчитывали,​ клеймили,​ а потом всё это как-то потихоньку… ну и они наверное одичали,​ ушли куда-то,​ может быть, не знаю… перестреляли… съели, короче,​ наверное.
 +
 +Собиратель:​ А щас там большевики чтоли пришли?​ Или когда, вот, исчезли все эти олени?
 +
 +В.В: Олени то? Да нет, зачем?
 +
 +Собиратель:​ До сих пор живые?​ </​quote>​
 +
 +<​quote>​Собиратель:​ а почему их не стало?
 +
 +Абросимов Ю.П: чего не стало? Цивилизация пришла,​ вот их и не стало. Сели на снегоходы и… а как не стало прирученных оленей,​ остальные и разбежались.
 +
 +</​quote>​
 +
 +На данный момент в месте под названием "​Сосновка"​ возобновлён оленеводческий промысел. Там имеется,​ по словам местных жителей,​ около 15000 оленей. Оленей забивают на мясо, а также получают шкуры (так называемые //​постели//​) и рога.
 +
 +<​quote>​
 +Кожин Г.А: А вот в Сосновке у нас, она как бы тоже к нашему колхозу относится,​ ну как объединение,​ завхоз,​ там щас оленеводством занимаются,​ оленеводчеством. Ребята работали,​ ну те , кто ещё не пенсионеры,​ там, заборы ставили… были свои олени… некому заниматься,​ народу нет, всё.
 +
 +
 +
 +Кожин Г.А: Щас у нас все перекинулись на Сосновку… Щас у нас оленеводство будет, заниматься будем полным… ну, конкретно оленеводство будет… И, будем заниматься оленеводством. Их там я не знаю сколько… тыщ 15 наверное… оленей.
 +
 +Собиратель:​ А что их.. на что… что с ними делать?​
 +
 +Кожин Г.А: С ними то? На мясо, ну не все, конечно на мясо, щас много ведь , щас приезжают,​ скупают,​ рога скупают,​ я не знаю, зачем им эти рога, просто вот такими кусочками их скупают (показывает),​ пилят и вот такими кусочками пилят. Рога лосиные,​ олении,​ ну, лося то нельзя стрелять то у нас… ​
 +</​quote>​
 +
 +Также в [[чаваньга|Чаваньге]] тоже занимаются оленеводством. Их стадо насчитывает около 2000 голов. Занимаются стадом два человека,​ преимущественно зимой, так как в остальные времена года до стада добраться сложно. Мясо сдают колхозникам и оставляют себе. Перспективы развития не наблюдается
 +                       
 +<​quote>​Собиратель:​ Оленеводство – это в Сосновке?​
 +
 +Клещёва В.А: Нет, у нас как бы здесь тоже есть, но оно как бы далеко здесь это, от района,​ от села… Ну, как бы зимой в основном у нас они.
 +
 +Собиратель:​ А кто занимается оленеводством?​
 +
 +Клещёва В.А: [[колхоз_беломорский_рыбак|Колхоз]] занимается им… ​
 +
 +Собиратель:​ то есть нет определённого человека,​ который занимается этим?
 +
 +Клещёва В.А: Есть у нас два человека…
 +
 +Собиратель:​ Это кто?
 +
 +Клещёва В.А: Это Пётр Алексеевич и Семенихин Антон Михайлович.
 +
 +Собиратель:​ А Пётр Алексеевич,​ это тоже Клещёв?​
 +
 +Клещёва В.А: Кожин.
 +
 +Собиратель:​ То есть Пётр Алексеевич сам занимается…
 +
 +Клещёва В.А: Да, это брат Павла Алексеевча.
 +
 +Собиратель:​ То есть Пётр Алексеевич занимается оленеводством вместе с Семенихиным Антоном Михайловичем,​ и это всё зимой?
 +
 +Клещёва В.А: Ну да, в основном зимой. Потому что иначе там не добраться никак… там же болота.
 +
 +Собиратель:​ А сколько там стада?
 +
 +Клещёва В.А: Стадо у нас наверное числится наверное… штук две тысячи голов.
 +
 +Собиратель:​ Две тысячи голов? А скажите,​ а что там? Мясо, шкуры?
 +
 +Клещёва В.А: ну у нас мясо в основном.
 +
 +Собиратель:​ А куда мясо идёт на продажу?​
 +
 +Клещёва В.А: У нас мясо на продажу так не идёт, мы его колхозникам продаём и всё. Ну мы немного бьём.
 +
 +Собиратель:​ А ну… во всяком случае всё это реализуется.
 +
 +Клещёва В.А: Да
 +
 +Собиратель:​ Прекрасно. И есть какая-то перспектива развития?​ Ну две тысячи голов это не мало.
 +
 +Клещёва В.А: Нету.
 +
 +Собиратель:​ Только мясо для своих?
 +
 +Клещёва В.А: Да
 +
 +Собиратель:​ На продажу куда-то не вывозят?​
 +
 +Клещёва В.А: Нет, ​
 +
 +Собиратель:​ Не получается пока... Но вообще в планах это есть? Организовать продажу мяса, оленины?​
 +
 +Клещёва В.А: Ну… наверное нет. Потому что там в основном щас будут заниматься в Сосновке.
 +
 +Собиратель:​ А что с этим стадом?​
 +
 +Клещёва В.А: Ну, оно уже полудикое такое… ну не знаю, что там будет. Ну что там руководство решит. Пока бегает.
 +</​quote>​
оленеводство.txt · Последние изменения: 2022/10/30 01:28 (внешнее изменение)