Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/17 00:41] egorov ↷ Страница перемещена из крюкова_аграфена_матвеевна в люди:крюкова_аграфена_матвеевна |
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/17 01:25] petrov |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
===== Крюкова Аграфена Матвеевна ===== | ===== Крюкова Аграфена Матвеевна ===== | ||
+ | {{:крюкова_а._м..jpg?3 |))}} | ||
+ | [{{:крюкова_а._м..jpg?300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "Терский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю[']кова Аграфена Матвеевна -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[:чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным, в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[этнография_и_фольклор:свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста[']рины, из которых 53 она выучила еще на Терском берегу, в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:** | ||
- | [{{:крюкова_а._м..jpg?300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "Терский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю[']кова Аграфена Матвеевна -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным, в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста[']рины, из которых 53 она выучила еще на Терском берегу, в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:** | + | Аграфена Матвеевна Крюкова, замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу, когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным, он учил читать и писать своих детей -– двух сыновей и трех дочерей; грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой, один из ее двоюродных братьев так любил читать, что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте, потому что ей, как старшей из дочерей, пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу, куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена; здесь же еще в детстве она выучила бо[']льшую часть своих старин, главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину, -– и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины, которые переняла от стариков и старух, умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью, потому что ей негде было научиться читать и писать: мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо, а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом: когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян, выехавших на [[:торосовый_промысел|весенний промысел за морскими зверями]] (в феврале и марте); там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну, которая в то время, как говорят, была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону, со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно, так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена, «что он -- мужик хороший, что он -- мужик проворный, а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича, который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой; особенно много она терпела от двух своих золовок, старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась, что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине, а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители, любимый дядя Ефим и бо[']льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин, перенявши много старин у своего свекра, теперь уже покойного, а также несколько -– у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась, между прочим, в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах, пропетых днем раньше: она помнила, как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное, например, эпитет: кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович, -- она обыкновенно упоминала, в каких старинах встречаются эти особенности. |
- | + | ||
- | Аграфена Матвеевна Крюкова, замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино переселился в село Стрельницу, когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным, он учил читать и писать своих детей -– двух сыновей и трех дочерей; грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой, один из ее двоюродных братьев так любил читать, что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было хорошо научиться грамоте, потому что ей, как старшей из дочерей, пришлось с 14-15 лет принять на себя все домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу, куда переехал также ее брат Ефим. Здесь-то родилась и выросла Аграфена; здесь же еще в детстве она выучила бо[']льшую часть своих старин, главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину, -– и она уже запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины, которые переняла от стариков и старух, умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью, потому что ей негде было научиться читать и писать: мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо, а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамоты. На зимний берег она попала таким образом: когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян, выехавших на [[торосовый_промысел|весенний промысел за морскими зверями]] (в феврале и марте); там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну, которая в то время, как говорят, была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону, со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно, так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена, «что он -- мужик хороший, что он -- мужик проворный, а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича, который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой; особенно много она терпела от двух своих золовок, старых девиц, и не раз со слезами она мне жаловалась, что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине, а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители, любимый дядя Ефим и бо[']льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин, перенявши много старин у своего свекра, теперь уже покойного, а также несколько -– у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась, между прочим, в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах, пропетых днем раньше: она помнила, как спела название какого-нибудь города или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное, например, эпитет: кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович, -- она обыкновенно упоминала, в каких старинах встречаются эти особенности. | + | |
К содержанию старин она относится с больши[']м доверием, и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»; вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину, она заранее ее обдумывает, боясь, как бы не соврать, потомучто, по ее словам, «убавишь или прибавишь (в содержании, а не в складе старин), -- таковые прокляты; а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек; но четверо умерло, и теперь осталось две девушки, девочка 9-ти лет и 2 мальчика; обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :аграфена_матвеевна.jpg?300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "Терский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы; в селе многие удивлялись, когда узнали, что она пропела мне 60 старин: благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою». | К содержанию старин она относится с больши[']м доверием, и только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»; вместе с тем пение старин (как и стихов) она считает весьма похвальным делом, и чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину, она заранее ее обдумывает, боясь, как бы не соврать, потомучто, по ее словам, «убавишь или прибавишь (в содержании, а не в складе старин), -- таковые прокляты; а стихи-то (т.е. если неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее было 9 человек; но четверо умерло, и теперь осталось две девушки, девочка 9-ти лет и 2 мальчика; обе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :аграфена_матвеевна.jpg?300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым ((фото из журнала "Терский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При народе же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы; в селе многие удивлялись, когда узнали, что она пропела мне 60 старин: благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою». |