Инструменты пользователя

Инструменты сайта


люди:крюкова_аграфена_матвеевна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/16 18:36]
fedorova
люди:крюкова_аграфена_матвеевна [2016/07/18 13:28]
paporotski
Строка 1: Строка 1:
 ===== Крюкова Аграфена Матвеевна ===== ===== Крюкова Аграфена Матвеевна =====
 +[{{:​крюкова_а._м..jpg?​300 |Крюкова Аграфена Матвеевна ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец:​ выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена Матвеевна** -- известнейшая русская сказительница. Она родилась в [[:​чаваньга|Чаваньге]] в 1854 (по некоторым данным,​ в 1855) году. И в 1872 году была против воли [[этнография_и_фольклор:​свадьба|выдана замуж]] на Зимний берег. Там в 1899 и в 1901 годах Алексей Владимирович Марков записал от нее 62 ста['​]рины,​ из которых 53 она выучила еще на Терском берегу,​ в Чаваньге. В своем сборнике ((Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А. В. Марков. -- Спб.: инд-во ДБ, 2002.)) он пишет про нее так:
  
-[{{:крюкова_а._м..jpg?300 |Крюкова ​Аграфена ​Матвеевна ​((фото ​из журнала ​ерский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1Умба, 2015.-72с.) ))}}]**Крю['​]кова Аграфена ​Матвеевна известнейшая русская сказительница. Она родилась в Чаваньге и была против воли выдана замуж на Зимний берег. Там в 1901 (?) году А.Варков записал от нее ​60 (?) былиниз которых порядка ​40 она выучила еще на Терском ​берегув Чаваньге. ​В своем сборнике ​(()) он пишет про ​нее так:**+Аграфена Матвеевна Крюкова, замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берегаЕе дед по матери Стрелков ​из села Тетрино переселился в село Стрельницу,​ когда еще она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным,​ он учил читать и писать своих детей -– двух ​сыновей ​и трех дочерей; грамотность передавалась из рода в род: по словам Крюковой,​ один из ее двоюродных братьев так любил читать, что даже песни и старины пел по какой-то ​рукописной книжкеНо ее матери некогда было хорошо научиться грамоте,​ потому что ей, как старшей ​из дочерей, пришлось с 14-15 лет принять на себя все ​домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина ​в село Чаваньгу, куда переехал также ее брат ЕфимЗдесь-то ​родилась и выросла Аграфена; здесь же еще в детстве она выучила бо['​]льшую часть своих старин,​ главным образом от матери и дяди, а также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину, -– и она уже ​запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины, которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ослаблена грамотностью,​ потому что ей негде было научиться читать и писать: мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо,​ а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамотыНа зимний берег она попала таким образом: когда ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу партию золотицких крестьян, выехавших на [[:​торосовый_промысел|весенний ​промысел за  морскими зверями]] (в феврале и марте);​ там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну,​ которая в то время, как говорят,​ была очень красива. Ей не хотелось идти за него ​замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую сторону, со слезами валяясь у них в ногах. Но они выдали ее насильно,​ так как слышали о женихе похвальные отзывы. По словам ​А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена,​ «что он -- мужик хороший,​ что он -- мужик проворный,​ а из него ничего не оказалось». Тяжело ​было молодой женщине в большой семье ее свекра Василия Леонтовича, ​который тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой;​ особенно много она терпела от двух своих золовок, старых девиц, и не раз со слезами ​она ​мне жаловалась, что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз была на родине, а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители,​ любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин, перенявши много старин у своего свекра,​ теперь уже покойного, а также несколько -– у других лицФеноменальная память обнаруживалась, между прочим, ​в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих старинах,​ пропетых днем раньше:​ она помнила,​ как ​спела название какого-нибудь города ​или реки, когда встречалось что-нибудь оригинальное,​ например, эпитет: кипарисовое седло, отчество Алеши: Леонтович,​ -- она обыкновенно упоминала,​ в каких старинах встречаются эти особенности. ​
  
-Аграфена Матвеевна ​Крюкова,​ замужняя женщина 45-ти лет, родом с Терского берега. Ее дед по матери Стрелков из села Тетрино ​переселился в село Стрельницу, когда еще ​она состояла только из 3 дворов. Здесь он в течение 14-ти лет даром служил ​ при церкви сторожем и старостой. Будучи сам грамотным, он учил читать ​и писать своих детей – двух ​сыновей и трех дочерей;​ грамотность передавалась из рода ​в род: по словам Крюковой, один из ее двоюродных братьев так любил читать,​ что даже песни и старины пел по какой-то рукописной книжке. Но ее матери некогда было ​хорошо научиться грамоте, потому что ​ей, как ​старшей из дочерей, ​пришлось с 14-15 лет принять на себя все ​домашнее хозяйство. Замуж она была взята за Кожина в село Чаваньгу,​ куда ​переехал ​также ее брат Ефим. Здесь-то родилась ​и выросла Аграфена;​ здесь ​же еще в детстве ​она выучила бо['​]льшую часть своих старин, главным образом от матери и дядиа также от соседей и подруг. Когда она была девочкой (лет 9-ти), ей стоило один раз прослушать старину, ​– и она ​уже ​запоминала ее на всю жизнь; до сих пор она поет старины, которые переняла от стариков и старух,​ умерших лет 30 тому назад. Ее замечательная память не была ​ослаблена грамотностью, потому что ей негде было научиться читать ​и писать: мать ее сама еле-еле разбирала церковное письмо, а отец вовсе был неграмотный. Теперь она очень жалеет о том, что не знает грамотыНа зимний берег она попала таким образом:​ когда ​ей было 18 лет, буря занесла в Чаваньгу ​партию золотицких крестьян, выехавших ​на весенний промысел за  морскими зверями (в феврале и марте); там промышленники провели всю весну. Один из них, Сергей Васильевич Крюков посватался за Аграфену Матвеевну, которая в то время, как говорят, была очень красива. Ей не хотелось идти за него замуж, и она попросила родителей не выдавать ее на чужую ​сторону, ​со слезами ​валяясь ​у них в ногах. Но они выдали ее насильно, так ​как слышали ​о женихе похвальные отзывы. По словам А. И. Васильевой товарищи стали перед ними нахваливать Семена, «что он -- мужик хороший, что он -- мужик проворный, а из него ничего не оказалось». Тяжело было молодой женщине ​в большой семье ее свекра Василия Леонтовичакоторый тогда жил в одно доме со своим братом Гаврилой; особенно много она терпела ​от двух ​своих золовок, старых девици не раз со слезами она мне жаловалась, что от них ей приходилось даже получать побои. После выхода замуж она только один раз ​была на родине, а теперь ее и не тянет туда, потому что ее родители, ​любимый дядя Ефим и бо['​]льшая часть других родственников уже умерли. В Золотице она обогатила и без того обширный репертуар своих старин, перенявши много старин у своего ​свекра, теперь уже покойного, а также несколько – у других лиц. Феноменальная память обнаруживалась, между прочим, в том, что она поправляла мелкие ошибки в своих ​старинах, пропетых днем раньшеона помнила, как спела название какого-нибудь города ​или ​реки, когда встречалось что-нибудь оригинальноенапример,​ эпитет:​ кипарисовое ​седлоотчество Алеши: Леонтович, -- она обыкновенно ​упоминала,​ в каких ​старинах встречаются эти особенности+К содержанию старин она относится с больши['​]м ​доверием, и только некоторые невероятные ​частности позволяет себе называть «вракой»; вместе с тем пение старин ​(как и стихов) она ​считает ​весьма похвальным деломи чаще всего поет их в Рождественский пост; перед тем, как «сказывать» старину,​ она заранее ее обдумываетбоясь, как бы не соврать, потомучто, по ее словам, «убавишь или прибавишь (в содержании, а не в складе старин), ​ -- таковые прокляты; а стихи-то (т.еесли неверно споешь духовный стих-– паче». Большей частью она поет старины своим детям, которых у нее ​было ​человекно четверо умерлои теперь осталось две девушки, девочка 9-ти лет и 2 мальчикаобе взрослые дочери переняли у нее некоторые старины. [{{ :аграфенаатвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова ​во время записи былин ​А.Марковым ((фото из журнала "Терский родословец" (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-72с.) ))}}] При ​народе ​же она не любит петь и потому не пользуется славой хорошей сказительницы; в селе многие удивлялись, когда узнали, что она пропела мне 60 старин: ​благодаря ее кроткому нраву, сосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ​ее считали «простоватою».
  
-К содержанию старин она относится с больши[']м довериеми только некоторые невероятные частности позволяет себе называть «вракой»; вместе с тем пение старин ​ак и стиховона считает весьма похвальным делом, и чаще всего ​поет их в Рождественский ​пост; перед тем, как ​«сказывать» старину,​ она заранее ее обдумывает, боясь, как бы не соврать, потомучтопо ее словам, «убавишь или прибавишь (в содержании, а не в складе старин),  -- таковые прокляты; а стихи-то (т.еесли ​неверно споешь духовный стих) -– паче». Большей частью ​она поет старины своим детямкоторых у нее было 9 человек; но четверо ​умерлои теперь осталось две девушки, девочка 9-ти лет и 2 мальчика; обе взрослые дочери ​переняли у нее некоторые ​старины[{{ :аграфенаатвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым}}] При народе же она ​не любит ​петь и потому не пользуется ​славой хорошей сказительницы; в селе многие удивлялись, когда узнали, что ​она пропела мне ​60 старин: благодаря ​ее кроткому нравусосредоточенному характеру и некоторой замкнутости ее считали «простоватою». [{{ :аграфенаатвеевна.jpg?​300|А. М. Крюкова во время записи былин А.Марковым}}]+Она отличается особенною религиозностью,​ которая перешла к ней от матери, простаивавшей,​ как ​она ​говорила,​ целые ​ночи на молитве, и еще ​более развивалась после замужества под влиянием ​тяжелой жизни. Эта сторона ее характера ​отчасти ​отражается и в ее старинах: действующие в них лица часто ​молятся, служат молебны и панихиды. Направление ​религиозности у нее, как и вообще у северного крестьянства, отличается ​приверженностью к старине и отвращением ко всяким переменам и нововведениям, так что по духу она – совершенная ​староверка. В ее исторических ​песнях ​и рассказах нетрудно уловить ненависть к патриарху Никону,​ Алексею Михайловичу и отчасти к Петру I. Когда на ее вопроспризнает ли русская церковь Никона святым, я отвечал отрицательно, она с радостью ​стала говорить об этом всем домашним. Она ​убежденачто в последний раз на земле священник отслужит ​обедню по-старому, и тогда уже будет конец мира. С особенным удовольствием рассказывала она благочестивую сказку ​о том, ​как ​один богач не хотел помочь своему бедному брату и как св. Николай, явившись к ним, ​одного наставил ​на путь ​истины, а другого ​наградил. Великим постом и вечером ​накануне праздников она ​любит петь духовные стихи; я у нее записал 11 стихов, которые она ​выучила у матери, дяди Ефима, тетки Матрены Киприановны, свекра и соседки арии Ларионовны. Кроме старин и стихов, она знает несколько сказок, например, ​об Иване Гостинове (мотив Василисы Премудрой, дочери морского царя),о Лазоре Лазоревиче, о том, ​как солдат спас Петра I от разбойников; знает также причитания невесты на свадьбе и множество песен, ​как свадебных, ​так и не обрядовых. Нужно заметить, что она строго отличает от старин исторические песни XVIII и XIX вв., ​которых она знает несколько <…>После выхода замуж Аграфена ​Матвеевна ​почти перестала петь песни, кроме величальных, которые она поет на свадьбах. Старины она ​поет довольно слабым, но приятным голосом, не демонтирует и хорошо выдерживает размер стиха. Она говорила, что ​каждая старина поется на свой голос; но мне ​она большинство ​старин ​пела одним и те же протяжным напевомчтобы удобнее было записывать,​ и только для немногих старин, например о Кострюке, ​о вдове, ее дочери и сыновьях-корабельщиках, она употребляла ​особенный голос. Из былинных героев она никогда не слыхала имен Ставра, Вольги и Микулы;​ не знает она также ​старин о битве Добрыни с Дунаем, о Камском ​побоище.
  
-Она ​отличается особенною религиозностью,​ которая перешла к ней от матери,​ простаивавшей,​ как она говорила,​ целые ночи на молитве,​ и еще более развивалась после замужества под влиянием тяжелой ​жизни. Эта сторона ее характера отчасти отражается ​и в ее старинах:​ действующие в них лица часто молятся, служат молебны и панихиды. Направление религиозности у нее, как и вообще у северного крестьянства,​ отличается приверженностью к старине и отвращением ко всяким переменам и нововведениям,​ так что по духу она – совершенная староверка. В ее исторических песнях и рассказах нетрудно уловить ненависть к патриарху Никону,​ Алексею Михайловичу и отчасти к Петру I. Когда на ее вопрос,​ признает ли русская ​церковь Никона святымя отвечал отрицательно, она с радостью стала говорить об этом всем домашним. Она убеждена,​ что в последний раз на земле священник отслужит обедню по-старому,​ и тогда уже будет конец мира. С особенным удовольствием ​рассказывала она благочестивую сказку о том, как один богач не хотел помочь своему бедному брату и как св. Николай,​ явившись к ним, одного наставил на путь истины,​ а другого наградил. Великим постом и вечером накануне праздников она любит петь духовные стихи; я у нее записал 11 стихов,​ которые она выучила у матери, дяди Ефима, ​тетки Матрены Киприановны, свекра и соседки арии Ларионовны. Кроме старин и стихов,​ она знает несколько сказок, ​например, ​об Иване Гостинове (мотив Василисы Премудрой,​ дочери морского царя),​о Лазоре Лазоревиче,​ о том, как солдат спас Петра I от разбойников; знает также причитания невесты на свадьбе и множество песен, как свадебных,​ так и не обрядовых. Нужно заметить,​ что она строго отличает от стари исторические песни XVIII и XIXвв., которых она знает несколько <​…>​. После выхода замуж Аграфена Матвеевна почти перестала петь песни, кроме величальных,​ которые она поет на свадьбах. Старины она поет довольно слабым, ​но приятным голосом, не демонтирует и хорошо выдерживает разер стиха. Она говорила,​ что каждая старина поется на свой голос; но мне она большинство старин пела одним и те же протяжным напевом,​ чтобы удобнее было записывать,​ и только для немногих старин,​ например о Кострюке,​ о вдове, ее дочери и сыновьях-корабельщиках,​ она употребляла особенный голос. Из былинных геоев она никогда не слыхала имен Ставра,​ Вольги и Микулы;​ не знает она также старин о битве Добрыни с Дунаем,​ о Камском побоище.+Хотя она уже ​27 лет живет в Золотице,​ но в говоре ее заметно довольно много особенностей.
  
-Хотя она уже 27 лет живет в Золотицено в говоре ее заметно дольно много особенностей.+**Аграфена Матвеевна -- родственница некоторых других чаваньгских сказителей. Таких, как [[люди:​кожина_иринья_андреевна|Кожина Иринья Андреевна и ее сын Кожин Михаил Михайлович]]. Также известна как сказительница дочь Аграфены Матвеевны Марфа**  
 + 
 +---- 
 +=== Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой === 
 +[{{:​сканирование0009.jpg?​900 | Родословная Аграфены Матвеевны Крюковой (Кожиной) ((фото из журнала "​Терский родословец"​ (Биттенбиндер О., Терский родословец: выпуск 1, Умба, 2015.-74с.) ))}}]
люди/крюкова_аграфена_матвеевна.txt · Последние изменения: 2022/10/30 01:29 (внешнее изменение)