Инструменты пользователя

Инструменты сайта


скот

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
скот [2016/07/18 13:42]
mgnevsheva
скот [2022/10/30 01:28] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-**Скот** +===== Скот ​=====
-Все жители Чаваньги вспоминают колхозные времена,​ когда в каждом дворе была корова,​ овцы и олени. Свиней и коз здесь не держали. В колхозном стаде было больше тридцати коров. Имена давали разные:​ Травка,​ Ягодка,​ Липа, Радость,​ Радуга,​ Звёздочка. Быков называли по фамилии хозяина. Ч037+
  
-Пасли коров далеко,​ за 7-10 километров от деревни. Уходили за ручей Ромбач в тетринскую сторону или на Могилевский носок. 
-<​quote>​Колхозное стадо утром доили и отправили... ну как, на погоде,​ травку кушали,​ что да...За семь километров,​ не за десять - сочинила,​ за семь, там вот мыс такой выступает - Могиль...Могилевский носок. Пастушья избушка там. И вот там домик маленький такой, как банькя,​ там печка стояла и вот мы стерегли,​ чтоб они в деревню не возвращались. До пригона,​ утром выходили и вечером возвращались... И каждый день. Ч011</​quote>​ 
  
-Сено для коров и овец заготавливали все лето. Косили на пожнях в окрестностях деревни или рядом с тонями. На каждую семью до колхозных времен была своя пожня, поэтому назывались они по фамилиям - Семенихина,​ Пашихина. В колхозные времена были пожни Становая и курья. Ч033 По дороге на сенокос нарывали березовых и рябиновых веников,​ которые зимой запаривали и кормили коров и овец. Сено сушили на большом поченье,​ а веники на повети.+[{{ :​коровы.jpg?​300|Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны|}}]Все жители Чаваньги вспоминают колхозные времена,​ когда в каждом дворе была корова,​ овцы и олени. Свиней и коз здесь не держали.  
 + 
 +<​quote>​С:​ Надежда Васильевна,​ а вот в таком достатке сколько домов? Сколько семей вот жили в таком достатке?​ То есть, коровы,​ нетель,​ овцы, олени… 
 +- Все почти. 
 +- Почти все. 
 +- Все в деревне так жили. Единицы людей, у кого коровы не было, единицы . 
 +- У всех почти было так. 
 +С: Так, ну что? 
 +- Даже женщины-вдовы без мужика были, и то коров содержали. 
 +- Коров содержали и овец. Вот у нас умерла вот здесь соседка. Год, как умерла. Они вот самые последние с овцАми расстались. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч018))</​quote>​ 
 + 
 +[{{:​ловят_телёнка.jpg?​200|Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны}}]В колхозном стаде было больше тридцати коров. Имена давали разные:​ Травка,​ Ягодка,​ Липа, Радость,​ Радуга,​ Звёздочка. Быков называли по фамилии хозяина. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч037)) Пасли коров далеко,​ за 7-10 километров от деревни. Уходили за ручей Ромбач в тетринскую сторону или на Могилевский носок. 
 +<​quote>​Колхозное стадо утром доили и отправили... ну как, на погоде,​ травку кушали,​ что да...За семь километров,​ не за десять - сочинила,​ за семь, там вот мыс такой выступает - Могиль...Могилевский носок. Пастушья избушка там. И вот там домик маленький такой, как банькя,​ там печка стояла и вот мы стерегли,​ чтоб они в деревню не возвращались. До пригона,​ утром выходили и вечером возвращались... И каждый день. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч011))</​quote>​ 
 + 
 +Сено для коров и овец заготавливали все лето. Косили на пожнях в окрестностях деревни или рядом с тонями. На каждую семью до колхозных времен была своя пожня, поэтому назывались они по фамилиям - Семенихина,​ Пашихина. В колхозные времена были пожни Становая и курья. ​((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись ​Ч033)) По дороге на сенокос нарывали березовых и рябиновых веников,​ которые зимой запаривали и кормили коров и овец. Сено сушили на большом поченье,​ а веники на повети.
  
  
Строка 17: Строка 28:
 - А вот это ушат такой, это для воды, а специально были ушаты, знаете,​ такие белые, некрашенные,​ для коровы. Приносили в дом из русской печки, большие были такие, огромные чугунЫ,​ и вот эти веники ветками ломали,​ наливали воды, ставили в русскую печь… - А вот это ушат такой, это для воды, а специально были ушаты, знаете,​ такие белые, некрашенные,​ для коровы. Приносили в дом из русской печки, большие были такие, огромные чугунЫ,​ и вот эти веники ветками ломали,​ наливали воды, ставили в русскую печь…
 - Запаривали. - Запаривали.
-- Запаривали до вечера. Вынимали,​ сливали и несли коровам,​ та еда была зимой.Ч018</​quote>​ +- Запаривали до вечера. Вынимали,​ сливали и несли коровам,​ та еда была зимой. ​((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись ​Ч018))</​quote>​ 
-С: То, что не доедали коровы..?​ + 
-- Отдавали овцАм.+Еще коров кормили рыбой пинагором:​ 
 + 
 +<​quote>​Пинахбор – он же, он на 80 процентов из воды же состоит-то,​ а у него же ни запаха,​ ничего нету, его подсаливаешь,​ и все, и соли да. Соленого,​ тута, приезжали они, забирали,​ увозили туда и коровам…И никакого запаха у молока. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч013))</​quote>​ 
 + 
 +[{{ :доярки.jpg?​300|Доярки. Фотография из домашнего архива Баранник Анны Яковлевны}}]Все чаваньжане хвалят молоко, которое получали от коров. Из него делали сливки,​ масло творог,​ из творога варили сыр. Все это шло на продажу в другие села. Зимой ​коров ​забивали на мясо, так что в магазине покупать ничего не надо было, только муку, сахар и крупу, все остальное было свое. 
 +<​quote>​В Умбу отправляли творог,​ молоко,​ сметану отсюда – изумительная было, восемьдесят процентов жирности было– Восемьдесят– Да, восемьдесят процентов жирности было. – Почти как масло… – Это самое натуральное было… Сметану-то брали вообще,​ творог-то брали – у нас вообще жир, жир один. У нас Галя-то даже подменяла доярку-то,​ иногда просили ее, сметана шла – один жир, она сама подменяла. Я приходил,​ ей помогал,​ там вообще изумительно Ч013</​quote> ​ 
 + 
 +После Воздвижения (27 сентября) коров уже не выпускали. Загоняли в хлев и оставляли их там до весны.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч036)) 
 + 
 +С овцами работы было меньше,​ летом их перевозили на лодках на другой берег реки и оставляли там пастись. Помечали их кейкалами или тряпочками. 
 + 
 +<​quote>​А овцы на лету увезем за реку, медведя не было. Овцы ходят. Увезем в мае их, да это, в сентябре их домой, оттуда перегоням домой. ​Там поле? – Не, так они. Дак поле, у моря ходят да все. ​Они-то ходят да ходят да все. Какой ветер – они и бежат. А мы если здесь когда, дак мы сходим,​ их посмотрим – все? – все, их острижем,​ шерсть да. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч016, 43:​14))</​quote>​ 
 + 
 +Рассказывают,​ что овец перестали перевозить за реку после того, как не досчитались шестидесяти овец. Говорят,​ что к тому берегу подошло какое-то судно и разом забило полстада. После этого с каждым годом количество овец сокращалось. Молодежь уезжала из деревни,​ а женщинам было не по силам заготовить достаточное количество сена, и овец забивали. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч033)) 
 + 
 +Сейчас в селе не осталось ни овец, ни коров, о чем все жители очень жалеют. 
 + 
 + 
 + 
 + 
  
-С: Надежда Васильевна,​ а вот в таком достатке сколько домов? Сколько семей вот жили в таком достатке?​ То есть, коровы,​ нетель,​ овцы, олени… 
-- Все почти. 
-- Почти все. 
-- Все в деревне так жили. Единицы людей, у кого коровы не было, единицы . 
-- У всех почти было так. 
-С: Так, ну что? 
-- Даже женщины-вдовы без мужика были, и то коров содержали. 
-- Коров содержали и овец. Вот у нас умерла вот здесь соседка. Год, как умерла. Они вот самые последние с овцАми расстались. 
-5. С: Ещё раз. 
-- Да. Овечник или стайка. 
-С: Овечник,​ стайка и разворотницы?​ 
-- Да, разворотницы. 
-С: Заводили… 
-- Овец. И корову. 
-С: Слева овцы, справа..?​ 
-- Коровы. Это хлев. 
-Ч007 
-1. А овцы у нас...че с ними? Вывозили у нас на ту сторону,​ они гуляли там на вольном пастбище,​ съездим...когда они приходили... ветер туда на мысок съездим,​ покормим да обратно. То подстричь их то надо. 
-становая,​ курья, пашихина 
- Ч011 
-колхозное стадо утром доили и отправили... ну как, на погоде,​ травку кушали,​ что да...За семь километров,​ не за десять - сочинила,​ за семь, там вот мыс такой выступает - Могиль...Могилевский носок. Пастушья избушка там. И вот там домик маленький такой, как банькя,​ там печка стояла и вот мы стерегли,​ чтоб они в деревню не возвращались. До пригона,​ утром выходили и вечером возвращались... И каждый день. Потом овец пасли, в общем, мы были задействованы по полной программе. 
-Ч013 Пинахбор – он же, он на 80 процентов из воды же состоит-то,​ а у него же ни запаха,​ ничего нету, его подсаливаешь,​ и все, и соли да. Соленого,​ тута, приезжали они, забирали,​ увозили туда и коровам…И никакого запаха у молока. 
-48:05 В Умбу отправляли творог,​ молоко,​ сметану отсюда – изумительная было, восемьдесят процентов жирности было. – Восемьдесят?​ – Да, восемьдесят процентов жирности было. – Почти как масло… – Это самое натуральное было… Сметану-то брали вообще,​ творог-то брали – у нас вообще жир, жир один. У нас Галя-то даже подменяла доярку-то,​ иногда просили ее, сметана шла – один жир, она сама подменяла. Я приходил,​ ей помогал,​ там вообще изумительно 48:45 
-Ч016 
-29:27 А косили-то далеко,​ на реке, на Чаваньге. Уходили,​ там потом на Гремяхе ходили косили. Вот в десяти… Ну мы на Валдае сидели,​ так десять километров от деревни. Да это-то,​ там-то через лес идешь на Чаваньгу на реку. Ну там покоси-то,​ потом опять.29:​58 
  
-44:44 Ой, за десять,​ за одиннадцать-то километров и больше. Уйдут. За Ромбач. За Ромбач. Там река така. В тетринску сторону. 
-43:14 А овцы на лету увезем за реку, медведя не было. Овцы ходят. Увезем в мае их, да это, в сентябре их домой, оттуда перегоням домой. - Там поле? – Не, так они. Дак поле, у моря ходят да все. Они-то ходят да ходят да все. Какой ветер – они и бежат. А мы если здесь когда, дак мы сходим,​ их посмотрим – все? – все, их острижем,​ шерсть да. 
-45:33В колхозе много было коров, три доярки было, да еще и телятница да. Ну здесь у всех дак. ​ 
-Ч017 в колхозе было около тридцати коров. В основном держали овец – из-за шерсти. Уезжали на тони со скотом. 
-Ч019 по другим данным по 11 коров на человека в колхозе 
-Ч025 семьи стали меньше,​ детей стали рожать не так много, и надобность в корове в каждой семье отпала. 
-Ч033 Раньше у каждой семьи были свои пожни, например – Семинихина – по фамилии называлась. Овец перестали перевозить,​ когда разом в один год пропало 60 овец. Говорят,​ что подошло судно, сделали забой. 
-\молодежь уехала,​ женщине стало тяжело одной сено заготовить,​ овец сали потихоньку забивать 
-Овец помечали кейкалом или тряпочками,​ ко во что горазд был, потому когда овцы обрастали их не отличить друг от друга. 
-Ч036 В магазин не ходили,​ только муку покупали и сахар, и крупу. Сыр варили из творога. Коров забивали на мясо, продавали мясо. 
-На тоне две семьи, коров пасли по очереди. Коровы переплывали через речку и с другого берега их было видно. Корова Пеструха давала три ведра в день. 
-С Воздвижения (27 сентября) закрывали коров, никуда после него не выгоняли 
-Как делали масло 2:21 – 3:23 
  
  
  
-Ч043 колдунья портила коров 
  
  
скот.1468838579.txt.gz · Последние изменения: 2019/08/10 18:45 (внешнее изменение)