Инструменты пользователя

Инструменты сайта


похороны

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

похороны [2016/07/18 13:16]
vlasova
похороны [2016/08/11 01:23]
Строка 1: Строка 1:
-===== Похороны===== 
-====Кладбище==== 
- 
-Сегодня в [[чаваньга|селе Чаваньга]] усопших хоронят на Высокой горе. Кладбище на Высокой горе принято называть "​новым"​. Это уже третье место захоронения в истории села. 
-{{ :​p1660423.jpg?​300|}} 
- 
-По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. ​ 
-Второе по времени создания,​ так называемое "​Старое"​ сельское кладбище располагалось возле ​ [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали:​ 
-<quote Кожин Василий Иванович>​-- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова. 
-</​quote>​ 
- 
-====Похоронный обряд==== 
- 
-После смерти,​ тело человека на Терском берегу повсеместно обмывают и одевают в смертное:​ специальную чистую одежду,​ которую некоторые пожилые люди начинают готовить заранее. ​ 
-  
-<quote Кожина Вера Егоровна>​ 
--- А что за смертные узелки?​ 
- 
--- Ну там, бельишко,​ одежду какую там. Все все. Ездили потом на старости лет, с собой возили все здесь смертные узелки.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч033, 44:​01-44:​43))</​quote>​ 
- 
- 
-После обмывания тело кладут в обшитый тканью и иногда выложенный берестой деревянный гроб с подушечкой,​ набитой соломой или древесной стружкой. По верху тело накрывают тюлью, желательно укрывают лицо. Многие рожденные до революции жители села вместо тюли использовали расшитые крестами и иконами саваны. В гроб не принято класть предметы кроме нательного креста и налобной повязки. 
- 
- До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу,​ головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. ​ Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви,​ а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. ​   
- 
-<quote Клещёва Евгения Григорьевна>​-- Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь,​ похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:​38-24:​02))</​quote>​ 
- 
-На третий день после выноса покойного на кладбище,​ по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. 
- 
- 
-Похоронить своих родственников,​ жители стараются на сельском кладбище,​ даже если умерли они за сотни километров от сюда. 
- 
-**//​Вынесенные морем покойники//​** 
- 
-Не всегда море приносит на берег тех кого забрало. Когда же все таки на берег приносит тела, чаваньжане стараются похоронить и поминать их со всеми почестями. 
- 
-Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех кого море так и не вернуло. 
- 
-<quote Баранник Анна Яковлевна>​-- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают,​ как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемя,​ что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:​20-04:​00))</​quote>​ 
- 
-====Поминальный обряд==== 
- 
-На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом,​ -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон так же поминают на  9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.) 
-В течении года чаваньжане приходят на могилы на Пасхальной неделе,​ на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном,​ приносить конфеты,​ печенья,​ кулебяки. ([[люди:​отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). ​ 
  
похороны.txt · Последние изменения: 2022/10/30 01:28 (внешнее изменение)