Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Следующая версия Следующая версия справа и слева | ||
похороны [2016/07/18 13:14] vlasova |
похороны [2016/07/18 13:16] vlasova |
||
---|---|---|---|
Строка 7: | Строка 7: | ||
По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. | По воспоминаниям жителей самое древнее кладбище когда-то находилось не далеко от того места, где сейчас стоит [[фактория|фактория]]. Сегодня уже сложно более точно определить его местоположение. | ||
Второе по времени создания, так называемое "Старое" сельское кладбище располагалось возле [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали: | Второе по времени создания, так называемое "Старое" сельское кладбище располагалось возле [[церкви_в_селе_чаваньга|зимней крещенской церкви]] параллельно реке Чаваньга. После разорения церкви в 1937 году хоронить там перестали: | ||
- | <quote Кожин Василий Иванович>Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова. | + | <quote Кожин Василий Иванович>-- Во время войны были здесь солдаты жили. И все кресты спилили на дрова. |
</quote> | </quote> | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. | До похорон усопший лежит в доме ногами к выходу, головой к красному углу в течении трех дней. Пока человек лежит в доме, его стараются не оставлять одного. Кто-то из родственников постоянно сидит рядом. Особенно строго это правило соблюдается летом, когда под покойным постоянно требуется менять лед. За это время покойного старались отпеть в церкви, а когда церковь разрушили эту функцию на себя взяла группа старших жительниц села. | ||
- | <quote Клещёва Евгения Григорьевна>Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:38-24:02))</quote> | + | <quote Клещёва Евгения Григорьевна>-- Раньше старушки были. Старушки молитву прочитают. А теперь старушек нет. Умрешь, похоронят и все.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч001, 23:38-24:02))</quote> |
На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. | На третий день после выноса покойного на кладбище, по традиции во всем доме моют полы и занавешивают окна. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех кого море так и не вернуло. | Многие местные жители с возмущением отзываются о недавнем захоронении неопознанного утопленника далеко за пределами кладбища. Сейчас за этой могилой ухаживают всей деревней. Могилу почитают как символ всех кого море так и не вернуло. | ||
- | <quote Баранник Анна Яковлевна>Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:20-04:00))</quote> | + | <quote Баранник Анна Яковлевна>-- Утопленников всегда хоронили на кладбище. Один раз похоронили не на кладбище. И тут мужчину впервые похоронили вне кладбища. Теперь за этой могилой специально ухаживают, как за неизвестной. Как бы у многих есть утопленники не найденные. Мы ходим возмущаемя, что его не похоронили на кладбище. Мы же не знаем, по какой причине он утонул. ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч011, 03:20-04:00))</quote> |
====Поминальный обряд==== | ====Поминальный обряд==== | ||
На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом, -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон так же поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.) | На помин в день похорон принято приходить всей деревней. К поминальному столу родственники выставляют кутью: рисовую кашу с изюмом, -- рыбный суп, блины и пироги с начинкой. После похорон так же поминают на 9-й и 40-й день. Есть на поминках принято только ложками. Самым близким стараются дать что-то на память об усопшем (блюдца и т.д.) | ||
- | В течении года чаваньжане приходят на могилы в поминальный день FIXME, на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. ([[люди:отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). | + | В течении года чаваньжане приходят на могилы на Пасхальной неделе, на Троицу и в день рождения покойного. В эти дни могилы принято посыпать пшеном, приносить конфеты, печенья, кулебяки. ([[люди:отец_василий_вольский|о. Василий]] не одобряет этот обычай). |