Инструменты пользователя

Инструменты сайта


былички_балашова

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

былички_балашова [2016/08/10 22:23] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 +===== Былички в записях Д.М.Балашова ===== 
 +Ниже публикуются некоторые былички (рассказы о встрече с нечистой силой),​ записанные и опубликованные в сборнике Дмитрия Мхайловча Балашова((Балашов Д.М., Сказки Терского берега Белого моря, Л., 1970.)).
 +
 +==== Михаил Михайлович Кожин ====
 +55 л., запись 1961 г.
 +
 +=== Оборотень ===
 +Когда-то дедушка Алексей это сказывал. Два товарища запоходили на вечеринку,​ а мать одного и говорит:​
 +
 +— Сегодня не ходи на вечеринку!
 +
 +— А как, — говорит,​ — не ходи, сегодня очень интересная вечеринка будет!
 +
 +Ну и вот собрались,​ ушли на вечеринку. Ну и одна свинья,​ как пойдут,​ так в ноги им и бросается,​ так и бросается,​ не дает пройти. Она и людей разгоняла,​ эта свинья. Ну, они и схватили эту свинью,​ он с товарищем,​ и так били эту свинью,​ и так били, едва живую отпустили... А пришли домой — и мать лежит, стонет,​ вся избита.
 +
 +— Ты чего, мама?
 +
 +— А чего, — говорит,​ — ты хороший сынок, сам избил. Так вот свернулась свиньей и бегала,​ не хотела пустить. (Рассказывали раньше-то,​ что овяртывались животными люди, а нынче-то машины делают,​ а свернуться не могут)
 +
 +=== Как «пугает» ===
 +
 +== 1. ==
 +Яголь у нас осенью собирают в кучи и ставят,​ метку: березку или елку обтешут и ставят,​ чтобы зимой не потерять.
 +Так вот такой случай был. Яголь-то пошли копать. Ну, накопали,​ потом у елки устроили танцы. Сперва боролись,​ Николай — здоровый мужик, он говорит:​
 +
 +— Ну, все на меня, можете ли меня обороть!
 +
 +Их мужиков восемь человек,​ и ничего не могут поделать с им. Ну, потом «Волузях» стали плясать»... А как потянулись ложиться спать, тут и запело. Сашка: «поют!»,​ — говорит,​ а сестра-то Анна, монашина,​ она с нами была: «Давай! Кого, — говорит,​ — поет! Сами наплясались да нашумелись,​ с того и кажется!».
 +
 +А сама ходит вокруг ели, да закрестит,​ да молитву прочтет,​ а нам: «Сказывайте сказки!». Чтобы не слушали...
 +— А сама-то,​ — потом говорит,​ — уж и молитву читаю!
 +
 +== 2. ==
 +В Пялицах тоже было: остановились так у ели, а вдруг зачудило,​ зашумело там — нечистая сила. Они и собаку спустили,​ и науськали,​ и как зачало там собаку драть! И они сперва стали головнями кидаться,​ а как полетели головни им назад, да зауськало,​ да засвистело,​ так они уж затянулись под эту ель да и замолчали. Так вот эта чудь чудит.
 +
 +Тут Ольховские озера есть, между Чаваньгой и Кузоменью. Ходят туда ловить кумжу, сига, форель,​ окуньков... Так пока не знает никто — ловят, а как проговорится кому мужики,​ ну хоть кому, похвастаются,​ — так больше ничего и не уловить! Все сетки спутает и разбросает,​ новые выборосит на берег.
 +
 +==== Иринья Андреевна Кожина ====
 +73 г., запись 1961 г.
 +
 +=== В гостях у бесов ===
 +Вот нынче беси есть али нет?
 +
 +Я была маленькая,​ а брат был старше меня на двадцать лет, так вот он рассказывал. Он был небольшой,​ с дедушкой ходили в Архангельскую. Шли по городу,​ и старичок встретился нашему дедушку знакомый,​ а глаз один выбитый,​ кривой. Ну, а наш брат небольшой был и интересно показалась.
 +
 +— А что, — говорит,​ — дедушка,​ у него глаз кривой?​ А дед и говорит:​
 +
 +— А вот отчего глаз кривой. Он был раньше гармонистом,​ молодый,​ и вот, — говорит,​ — всё тоже ходили гуляли,​ пили с товарищами,​ а вот один и привязался к нему: «Поедем,​ — говорит,​ — с тобой на танцы»,​ — гармониста и зазвал. Он с има согласился ехать. Ну вот, он его привез тамотки,​ в комнаты» просторы хорошие,​ к богачам как бы, и все там танцуют пары за парами. Ну, он сел на стул и стал играть,​ а эти танцы и пошли. И вот одна барышня его омахнула хвостом — платьем но глазу стегнула. А он как глаз прокуксил,​ протер — а глазом видит: не люди, а беси с рогамы,​ с хвостамы,​ и сидят не в комнате,​ а на болоте,​ на клоцках. Ну и он как этот глаз закроет,​ не смотрит тем — и все как народ, танцуют,​ играют все, тем больным посмотрит — а беси! И так ему страшно стало, он запросил товарища:​
 +
 +— Отвези ты меня домой назад, — говорит,​ — что-то мне плохо!
 +
 +Ну вот, тот сперва поунимал,​ а потом и согласился. Ну вот, он его посадил в повозку,​ тройка лошадей подпряжена под повозкой,​ и вот повез. И он, [гармонист],​ захотел посмотреть,​ на чем везет — тем-то,​ больным глазом поглядел,​ — а не карета,​ а елка, и он сидит на елке, а вместо лошадей три человека запряжены,​ грешника,​ а на елке бес с рогамы,​ с хвостом,​ на вершинке,​ и этих людей нахлястывает,​ они храпят бедны. Ну вот, и привез к дому к своему,​ где назначено. Он-то этим здоровым глазом тоже смотрит,​ куда его везут. И привез и распростились на тот раз. Потом как пойдет вот на рынок-то,​ так тем глазом и видит нечистоту ту. Они уж там и тащат, и воруют,​ а где-ка стронут,​ прольют,​ чтобы ругались,​ а где-ка подкорючат,​ стронут. А он товарища-то и увидел:​
 +
 +— Здравствуй,​ товарищ! А тот и ожегся:​
 +
 +— Ты как меня видишь?​
 +
 +Ну, а он с простоты и говорит:​ «Вот так-то и так-то,​ я как был у тебя, меня одна дама хлестнула хвостом по глазу, так я с тех пор и вижу вас, вижу все, что вы проделываете!». Тот как размахнется,​ стегнет ему по глазу, чтобы не видел, у того и глаз вытек. «Тут в обморок я упал, тут меня подобрали»,​ — он и сказывает старику,​ дедушку нашему. Ну, тут подобрали,​ глаз залечили,​ так и остался кривой. Ну, а дедушко брату-то рассказывал,​ Григорью,​ а Григорий после службы мне сказывал,​ большой уже был, а я в девках была.
 +
 +=== Унесенная девушка ===
 +
 +Девка полоскала на Двины платье,​ у Архангельска. Рассказывали старики,​ она сделалась как беспамятна,​ и ее подхватило вихрем и перенесло на эту сторону,​ между Тетрином и Чаваньгой. Тут старичок жил на волоку,​ на тонюшке,​ к этому старичку перенесло. Днем уходил,​ ловил зверей да куроптей,​ а вечером старичок-то придет,​ а девка и зашепчется,​ заговорит. Старик-то и заспрашивал:​
 +
 +— С кем ты вечером говоришь?​
 +
 +— А ко мне, — говорит,​ — приходит вроде человека. И говорит:​
 +
 +— Он куды тебе приходит?​
 +
 +— А он дом строит на Каменке (это за Тетрино),​ меня хочет туда перенести.
 +
 +— А что, — говорит,​ — я никого не вижу? — дедко ей говорит. — Затопи печь, я сяду прям огня!
 +
 +Печки-то на тонях были устьем около двери. Печка топится,​ вдруг стенок,​ застенил огонь, прошел прям двери. Так старик тот вечер и пропустил его, а на второй вечер зарядил пищаль,​ хлебный катышок заложил и направил. Сидит, дожидает,​ и девке велел опять печь затопить. Вот она затопила печь, печь-то топится,​ а он сидит, пищаль-то направил,​ вдруг стенок,​ застенило огонь, он прицелился и спустил пищаль — стрёлил. Как стрёлил — охнуло,​ застонало,​ и нигде ничего не очудилось,​ и больше не заходил,​ и кольки ден жили, больше никакой не заходил.
 +Так вот нечистый-от ходит, старики-то говорят — его пулей не подстрелишь,​ а хлебной крохой. Ну, тут старичок колько и жил, зимой девушку перенесло,​ а потом в деревню переехал,​ а летом ее перевез к отцу-матери в Архангельск. Колько до того благодарны были, сколько годов всё мешки посылали то муки, то крупы, всё за доцерь платили. Только давно это было, боле ста годов, я так думаю, по старикам-то.
 +
 +=== Обещанный ребенок ===
 +— А вы в Пялицах были?
 +
 +— Нет.
 +
 +— Бабушка,​ расскажи ему!
 +
 +— Ну, чего рассказывать,​ каку плетню. Нынче и народу того уже нет.
 +
 +Так вот в Пялицы было тоже, сказывать-то неохота,​ сидели на тони, ловили будто летом старик со старухой,​ и ребенок у них был, внучка. А у них в сети семга заскакала,​ заторбалась,​ они и поехали невод оттянуть,​ семгу посмотреть,​ а ночью дело было, ребенок у них один и остался спящий. Ну вот. А старуха эта будто боится:​ «Ну, оставайся,​ дитятко,​ бог с тобой». Ушли. Ну, а вернулись,​ — и ребенка и нету. Ну, тут и хвать, инде хвать, и нету ребенка. Ну и в Пялицах у них была знающа,​ вроде колдунья,​ зналась с этой нечистой силой. Ну, к этой и пошли, к знахарке этой, в деревне. Там в деревне и отец был, старику и старухе сын, а девке-то этой как будто и отец. Ну и отца взяли с собой. И знахарка эта сказала,​ что где искать. Ну вот, они по-сказанному как будто и пошли, веема побежали. Ну и ходят, и видят — им знахарка сказала:​ увидите,​ как клоцок белеет на болоте,​ и берите. Ребенок был в одной рубашке,​ спящий. Ну, увидели и побежали. Отец как будто был молодый да бойкой,​ и побежал. Прибежал,​ захватил ребенка и назадь.
 +
 +Так куды-то бежал, болото-то летом как сухо, а обратно побежал,​ так болото-то волной,​ так волной и ходит. Только знахарка сказала ж, что ни будет — бежи, не свертывайся да не остаивайся. Он так и сделал,​ как велено. Бежали,​ бежали,​ да прямо на тоню прибежали,​ сели в карбас и в деревню поехали. А в деревню-то идут, а этот за кормой идет, нечистая сила, как зверь какой будто, торбается,​ идет... Они уж гребут,​ из сил выбиваются. ​
 +
 +Приехали в реку — и он все вслед, по морю-то шел, и в реку, из реки-то и руцей зашел, а в руцью-то там с кем-то задрались там, с другим,​ так всю воду там смутили,​ смутили,​ в руцью-то уродовали,​ дрались,​ так три дня в руцью вода глиной текла, и из руцья в байну зашел и байну зауродовал — каменку разворочал. Уж ему ребенок-то был отдан, жалко ему ребенка.
 +
 +Так в деревне как вечер — так заходит,​ засвистит,​ окол байны-то,​ да окол руцья-то. А после знахарка-то эта тоже зауговаривала,​ заувещевала — и скрылся.
 +
 +Так после эта старуха девку эту в монастырь возила,​ молебен служила там. Девка после в Мурманске замужем была, а теперь старухой в Пялицы вернулась,​ там живет. (Вот поедешь,​ так спроси,​ тебе укажут ту старушку). А это оттого произошло,​ что с их тони голова была отдана:​ до них кто-то на тони сидел, как будто колдун,​ так отдал голову того, кто на другой год сидеть будет, чтобы семга ему хорошо попадала. Ну, а большого взять не могут, так ребенка взяли. (А эта старушка-то,​ колдовка,​ была здешня,​ чаваньска,​ Яшке Кожневу тетка родна, так она знала это дело, [умела колдовать]. Они с Ниловной уж ни молодыми ли девчонками научились. Так она рассказывала:​ «Я с иконой на пожню приду, а они уж косят ей, бесы. Я в летнюю пору по чулку свяжу, а они мне косят»,​ — говорит).
 +
 +И сейчас колдуны есть.
 +
 +У нас одна жоночка выходила замуж в Варзугу,​ так головни залетали по деревне,​ огонь, у меня-то ко внучке попала в таз головня,​ а потом к овцам, так искры и полетели. И вот жонка и хорошая,​ и работяща,​ а все болеет,​ все болеет,​ до сих пор никак не поправится.
 +
 +=== Бес на лодке ===
 +
 +А то вот сидел на тони мужик, и поехал в деревню и замешкался. А эта жонка дожидает,​ да и забоялась. Закрылась и легла, и заспала ли, не заспала — вдруг слышит:​ едет с песнямы по морю. «Вот, — говорит,​ — едет!». Мужа дожидат,​ слышит,​ приехал к берегу,​ а она это присердилась,​ что пьяный,​ долго не ехал, так и нейдет встречать. И слышит:​ ворот заскрипел,​ карбас воротит3. Воротил,​ воротил,​ и ворот не заскрипел. Вот, думает,​ идет, идет, и вот придет сейчас! И все стихло,​ и нигде [360] ничего не слышно,​ и обтихло все. И не знает, что делать?​ И в избу никто не идет. Ну и забудила девку, — в няньках была, что ли, — и закрестила,​ зачитала молитвы,​ и девку выталкивает вперед. И вышли — ничего нет у ворота,​ и снова зашли. И уж не спала до утра.
 +
 +А утром муж пришел,​ у него карбас угонило из реки, этот бес-то угнал. Вот она и слышала,​ как он мимо ехал, песни пел.
 +
 +«Развяжу ли я!»
 +
 +Вот еще, сидели на тони, сальницек горит, и вот пришло,​ под окошком закричало:​
 +
 +— Развяжу-у ли я?
 +
 +— А развяжи!
 +
 +Со смехом говорят,​ не знают кто, и все стихло. А утром пришли:​ и весь невод развязан,​ и на клубочки свито, как прядено.
 +
 +Вот беда-то! И ехать надо невод метать,​ и все на клубочки свито.
 +
 +Ну, вот, день-от проходит,​ а на другой вечер сели так, горюют,​ нать невод вязать,​ а скоро ли свяжешь! И опять под окошко пришло:​
 +
 +— Завяжу-у ли я?
 +
 +— А завяжи,​ батюшка,​ завяжи,​ завяжи!
 +
 +На другой день встали,​ пришли:​ невод по-старому веснет,​ все как на вёшалах было у них, так и есть.
 +
 +=== Как «водит» ===
 +
 +== 1. ==
 +О прошлом годе или сей год, летось,​ парень в Кашкаранцах ушел за грибами и двенадцать дней ходил. Искали везде, и не могли найти. Его связисты нашли, так его как ветерком шатало. А домой привели,​ так он, как вечер, просится:​
 +
 +— Отпустите к дедушке,​ я у дедушко спал, дак хорошо,​ да тепло дак. . .
 +
 +Живет теперь. В интернате учился. Маремьяна Устеновна рассказывала,​ она знает, была в Варзуге.
 +
 +Ягоды когда копаешь,​ так все в наклонку,​ да в наклонку,​ так овертисся.
 +
 +== 2. ==
 +
 +А тут опять мужик был, старик;​ жонка-то [его] жива ли, в Сосновке?​
 +
 +Вот олени бежат, и белая важенка. У него такая своя была.
 +
 +— Важенка-то наша!
 +
 +И побежал за важенкой,​ за бугорок забежал,​ да и до сей поры нет. Так и пропал мужик.
 +
 +=== Кармакулиха ===
 +Вот тоже нынче говорят:​ заблудились,​ да заблудились. Мужик с жонкой идет, а он ее звал Кармакулиха. Ну, он ее и зовет:
 +
 +— Кармакулиха,​ поступывай,​ поступывай!
 +
 +А она и приустала,​ а он идет вперед и покрикиват:​
 +
 +— Кармакулиха,​ поступывай,​ да поступывай!
 +
 +Ну, она и шла, и шла на голос. И надо уж тому месту, где деревня,​ а все нет. К морю уж начала подходить,​ а все еще нету моря, и идет все на голос мужа. А тут чихнула и перекрестилась:​
 +
 +— Яко с нами бог! — говорит.
 +
 +И очудилась:​ ничего нет, и сама не в том месте. Не видела ни Пялицы-реки,​ ни Чернавки-реки,​ очудилась на Истопки-горы,​ нынче фактория,​ между Чапамой,​ между Пялицей,​ — а как-то перешла две реки, и мужа нигде не нашла, и вышла к морю.
 +
 +=== Встреча с нечистым ===
 +
 +Дедушко Михаиле поехал в Тёгору,​ а ветер [пал]. Обратно-то запряг такого оленя, чтобы сам тянул, смиренного. Ну, олень тянул, тянул и в сторону вернул. Он схлопнул оленя на дорогу — тот в другую сторону. Он вышел, выдернул оленя на дорогу да взглянул вперед-то,​ а там куст березовый,​ и в кусту женская голова,​ и волосы долгие по ветру развеваются. Ну, он и хлопнулся в обморок на сани. Так пролежал,​ очнулся — олень тянет по дороге. Что такое? Огляделся:​ олень по другой дороге тянет в лес, по лесной дороге. Ну, он отвернул оленя в домашню сторону. Отвернул,​ подъехал немного,​ едет старик навстречу,​ на двух оленях,​ хромой старик,​ сосед, рядом жили со стариком. И задержали олени, засбегались в кучу. Тот старик стал оленей по рожкам батожком. Дедушко его спросил:​ «Ты куда?​». А тот оленей по рогам батожком,​ отвернул и поехал по дороге. Ну, приехал домой, пошел к тому старику,​ у старухи спрашивает:​ «Куда твой старик поехал?​». — «Что ты, — говорит,​ — куда он, к черту, поехал?​ У Изосимка в карты играет!». Ну, он пришел домой, да и заболел,​ забредил,​ без сознания сколько времени был.
 +
 +=== Разные случаи ===
 +== 1. ==
 +
 +В Пялицах случилось,​ с тем мужиком,​ что девку-то носило,​ — с отцом ее. Отец был-то еще подростком;​ пьяны пришли,​ так я забранилась — а черт тебя возьми! Так его как ветром схватило,​ [362] он так и побежал,​ так настичь никак не могли. Мужики побежали вслед, так едва его настигли,​ а новые на оленях ехали, так его схватили и привезли.
 +
 +== 2. ==
 +А то вот, говорят,​ еще подменивают в бане. В Чапамы ли одна жонка была, говорили. Так вот у этой тоже подкинули,​ дитя подменили. Не росла ничего до восемнадцати лет. В бани-то воды-не хватило,​ мать оставила дите, а пришла с водой, а ребенок будто тот, — а не тот. И до восемнадцати лет жила, даже ела, а и не росла, только брюхо больше,​ не ползала,​ а потом умерла.
 +
 +=== «Прохожий» ===
 +А вот в тридцать шестом году у нас старуха копала яголь, вдруг идет по лесу в шинели человек. Она с мешком ли была, с коробом — и бежать. Домой прибежала и кричит:​
 +
 +— Ой, старик! Прохожего видела! (Это черта у нас так зовут).
 +
 +Ну, старик ей:
 +
 +— Сегодня закрывай всё, окна и двери.
 +
 +Вот они пошли за водой с коромыслом,​ а он по болоту идет со свечкой. Они и коромысло бросили,​ прибежали,​ всё завязали,​ и окна и двери. И сидят. И вдруг заколотилось:​
 +
 +— Пустите!
 +
 +— Не пустим,​ кто такой?​!
 +
 +— Человек!
 +
 +А жонка-то смотрит:​
 +
 +— Он, — говорит,​ — он самый! Старик ему кричит:​
 +
 +— Читай молитву! А он:
 +
 +— Не умею!
 +
 +— Ну, читай за мной!
 +
 +Старик и зачитал:​ «Господи Исусе Христе,​ помилуй,​ нас!». Ну, он повторяет. Спустили его.
 +
 +— Кто ты такой?
 +
 +— А я тут хожу, травы да мхи собираю.
 +
 +Он в этой же деревне на квартиры стоял. Так когда пришел домой, рассказал,​ так старуха-хозяйка в обморок упала, чуть со смеху не померла.
 +
 +В прежно-то время без молитвы и в дом не запускали,​ прочитают — и «аминь»,​ тогда откроют уж.
  
былички_балашова.txt · Последние изменения: 2016/08/10 22:23 (внешнее изменение)