===== Церкви в селе Чаваньга ===== С. Максимов в книге "Год на севере", описывающей его путешествие по Терскому берегу, пишет, что в 1856 г. в селе [[чаваньга|Чаваньга]] есть одна часовня и 13 дворов ((Терский берег Беломорья., Умба, 2010, с. 120.)). Первая часовня была поставлена в 1856 году. Чуть позже, в 1863 году на деньги местных жителей была построена первая сельская церковь. ==== Церковь Михаила Архангела ==== [{{:церковь_клуб.jpg?300 |Здание Михайловской церкви в 50--е годы }}] В 1863 году жители Чаваньги собственными силами построили летнюю церковь, посвященную Архангелу Михаилу. Храм был приписан к Тетринскому приходу ((Терский берег Беломорья (сборник).-Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010, с. 120.)). Основной объем был одноглавым, еще одна глава была поставлена над алтарем, третья -- на колокольне, примыкающей к зданию храма. (Церковь была по размеру такая же, как церковь в Кашкаранцах). Иконостас -- трехъярусный, с позолотой. Некоторые иконы, находившиеся в нижнем ярусе иконостаса, имели серебряный оклад.((Архив экспедиции ГБОУ "Лицея №1553 имени В. И. Вернадского" "Русский Север 2016", запись Ч009, 35:55-41:16)) В церкви было два престольных праздника: 6/19 сентября (Чудо Архистратига Михаила в Хонех) и 8/21 ноября (Собор Архистратига Михаила). Церковь была освящена в честь Михаила Архангела, так как к первому Михайлову дню рыбаки возвращались с Мурманского берега для [[семужий_промысел|ловли сёмги]]. ==== Икона Трёх Святителей ==== В местном (самом нижнем) ряду иконостаса находилась особо почитаемая в этих местах икона Трёх Святителей.Поскольку в местном ряду обычно располагаются иконы, в честь которых освящена эта церковь, у многих местных жителей, исследователей и некоторых священнослужителей возникла мысль о существовании придела, освященного в честь Трёх Святителей. Поэтому сейчас в некоторых архивных документах конца XIX -- начала XX века, можно встретить записи о существовании в Чаваньге отдельно стоящей церкви Трёх Святителей. Например, согласно списку функционирующих молитвенных зданий по Терскому району за 1934 год, в селе Чаваньга действовали Михайловская и Церковь Трёх Святителей.((Т. В. Пивоварова., История церквей Терского района в 1920-1930-е годы в архивных документах/"Мученики XX века"., Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции., Шестые Феодоритовские чтения:под. ред. архимандрита Митрофана (Баданина)., Мурманск-Санкт-Петербург, 2014, с. 253.)) В 1937 году Михайловскую церковголосовали закрыли, с церкви сняли крест, а здание было передано "под культурные нужды". (На церковном сходе 120 человек проголосовало за то, чтобы отдать здание под церковные нужды и только 15 человек проголосовали против). В одной половине был клуб, в другой -- библиотека. В помещении клуба колхозники делали и ремонтировали невода. В клуб все ходили. Там показывали кино, устраивали концерты, дети читали стихи. В 60-х годах XX века с крыши сняли тёс и заменили его шифером.((Терский берег-поморская сказка., Умба, 2005, с 24.)) После постройки нового клуба в 1983-1984 гг. помещение было переоборудовано под жилое. Там были квартиры. Здание позже разобрали, ссылаясь на то, что оно обветшало. Но подгнили только венцы. А брёвна, когда постройку разбирали, на срезах "были желтые как репа". ==== Современное здание церкви ==== [{{ :михайловская_церковь_2016_год.jpg?300|Новая Михайловская церковь, 2016 г.}}] Современная церковь Михаила Архангела выстроена жителями села ("рыбаками" - по свидетельству Н.А. Клещёва ((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В.И.Вернадского» «Русский Cевер 2016», запись Ч007, 02:22))) на том же месте, где стояла старая, в 2010 году (к 70-летию смерти [[люди:феодор_печенгский|Феодора (Абросимова) Печенгского]] ((Игумен Митрофан (Баданин)., Жития новомучеников Кольского севера., СПб -- Мурманск, 2011, с. 43.)) ==== Крещенская (Богоявленская) церковь ==== [{{ :бывшое_здание_крещенской_церкви_2016_год.jpg?300|Бывшое здание Крещенской церкви в 2016 г.}}] В отличие от Михайловской, Крещенская была приспособлена к зимним службам. Староста Фёдор Андреевич Стрелков и священник Назарий Алексеевич Синцов были инициаторами и основными подвижниками строительства нового здания, так как старый храм довольно сильно обветшал. 24(11) декабря 1913 года храм освятили. Бригада, в которую входили и кузоменские плотники, приглашённые жителями для постройки -- Алексей Иоасафович Пелевин и Александр Алексеевич Пелевин. Церковь имела один купол, колокольню с шатровой крышей и 2 колокола. Есть такое предание, что после того, как он срубил эту церковь, он бросил топор в реку и тогда они ушли из деревни. ((Архив экспедиции ГБОУ "Лицея №1553 имени В. И. Вернадского" "Русский Север 2016", запись Ч009, 37:48)) По воспоминаниям жителей, в 1937 году иконостас, иконы и различную церковную утварь вынесли из церкви и погрузили на судно. В этом же году церковь переоборудовали в клуб. Во время войны в церкви жили рабочие, строящие запасной аэродром в верховьях Чаваньги. В последующие годы в этом здании размещался фельдшерский пункт, сбоку была сделана жилая пристройка для фельдшера. С 2010-2011 года фельдшерский пункт закрыт, здание не эксплуатируется. ==== Священство и церковный приход села ==== В 1920-1921 году жители села написали прошение архангельскому холмогорскому архиепископу Антонию Быстрову (священномученик), с просьбой организовать отдельный приход, так как жители села Тетрино не отпускали к ним своего священника.В 1922 году к приходу был прикреплен священник Александр Иванович Богданов. На тот момент ему было уже 74 года. Он покинул село в 1925-1926 году. Таким образом приход просуществовал около пяти лет. В переписи населения за 1928 год его уже нет. Когда пришла советская власть в 1920-м году, здания церкви национализировали. Петр Андреевич Стрелков прадед [[люди:отец_василий_вольский|Отца Василия]], староста, в 1922 г., собрал двадцать подписей. В 1932 г. умер в возрасте пятидесяти шести лет. Здание церкви вернули селу в аренду на условиях ежегодного ремонта , детей не должны обучать Закону Божьему, не должно быть никакой религиозной агитации, не допустимо присутствие антисоветской пропаганды и. т. п.. Псаломщик, Никита Иванович Тараборин, и священник не получали никакого жалования, довольствовались от населения мукой , рыбой, изредка молоком. На таких же условиях работал священник Николай Шмаков в Тетрино. Раньше священники получали жалованье от государства, а при советской власти жалованья больше не было, а с населения брать нечего: люди получали копейки, священники содержались в основном за счет взносов купцов.((Архив экспедиции ГБОУ «Лицея №1553 имени В. И. Вернадского» «Русский Север 2016», запись Ч009, 41:16-45:46 ))